Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 N 17АП-1874/2008-АК по делу N А60-34572/2007 Поскольку налоговый орган наделен полномочиями для принятия решения о зачете (возврате) излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, его отказ об осуществлении зачета признан недействительным.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2008 г. N 17АП-1874/2008-АК

Дело N А60-34572/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Риб Л.Х.,

судей Нилоговой Т.С., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.

при участии:

от заявителя (общество с ограниченной ответственностью “ТУР-АВТО-М“): не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика (ИФНС РФ по г. Режу Свердловской области): не явились, извещены надлежащим образом;

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ИФНС РФ по г. Режу Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 февраля 2008 года

по делу N А60-34572/2007,

принятое судьей Дегонской Н.Л.

по заявлению общества
с ограниченной ответственностью “ТУР-АВТО-М“

к ИФНС РФ по г. Режу Свердловской области

о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ТУР-АВТО-М“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Режу Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 10.12.2007 г. N 333 и обязании налогового органа произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 250000 рублей в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии.

Решением арбитражного суда от 14 февраля 2008 года заявленные требования удовлетворены, обжалуемое решение налогового органа признано недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу РФ и на инспекцию возложена обязанность произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии.

Не согласившись с вынесенным решением, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой и просит отменить принятое судом решение по делу, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ее заявитель указывает на отсутствие у налогового органа полномочий и правовых оснований для проведения зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионной страхование.

Заявитель по делу с доводами апелляционной инстанции не согласен, вынесенное судом решение считает правомерным и не подлежащим отмене.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.

Законность и
обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом действующего законодательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, обществом были перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии с указанием в платежном поручении N 1116 от 3.12.2007 г. назначения платежа “страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии“ и кода бюджетной классификации, на который производится зачисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии (л.д. 8).

6.12.2007 г. общество обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисленной налоговым органом в соответствии с указанным в платежном поручении кодом бюджетной классификации, в уплату задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии (л.д. 9).

10.12.2007 г. инспекцией было принято решение об отказе в зачете, с указанием в качестве основания для отказа на отсутствие полномочий по осуществлению зачета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (л.д. 10).

Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия принятого решения об отказе в зачете требованиям налогового законодательства и нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 г.
“Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ от 15.12.2001 г.) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В п. 1 ст. 13 упомянутого Федерального закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку названный Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Налогового кодекса РФ.

На основании п.п. 5, 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и(или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В п. 13 вышеприведенной статьи Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Вышеприведенные положения не
препятствуют налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика.

Установленный ст. 78 Налогового кодекса РФ порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда и целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Как правильно отмечено судом первой инстанции, согласно положениям Федерального закона N 115-ФЗ от 15.08.1996 г. “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (приложение N 11.1) Федеральная налоговая служба является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионной страхование, зачисляемым на выплату как страховой, так и накопительных частей трудовой пенсии.

В силу вышеприведенных положений законодательных актов налоговый орган наделен полномочиями для принятия решения о зачете (возврате) излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование.

Судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств правильно установлено, что уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обществом произведена и зачисление уплаченных сумм произведено в соответствии с указанным в платежном поручении кодом бюджетной классификации в уплату страховых взносов, направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии, в то время как назначение платежа было иным. Представленной в материалы дела ведомостью уплаты страховых взносов, лицевой карточкой подтверждается наличие у общества переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за зачетом которой в
счет имеющейся задолженности заявитель обратился в налоговый орган (л.д. 13, 28).

При изложенных обстоятельствах правильным является вывод суда о наличии у налогового органа в рассматриваемом случае правовых оснований и полномочий на осуществление зачета излишне уплаченных страховых взносов в счет имеющейся у плательщика страховых взносов задолженности.

Доводы инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Судом первой инстанции данные доводы были исследованы и им дана надлежащая оценка.

Учитывая изложенное оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 февраля 2008 года по делу N А60-34572/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС РФ по г. Режу Свердловской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Л.Х.РИБ

Судьи

Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА

Т.С.НИЛОГОВА