Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу N А48-1545/08-11 Заявление о признании незаконным отказа государственного органа в предоставлении заявителю в собственность земельного участка и обязании предоставить спорный участок в собственность удовлетворено правомерно, так как заявитель, являясь собственником объекта недвижимости, расположенного на участке, имеет право на приобретение указанного участка в собственность.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2008 г. по делу N А48-1545/08-11

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2008 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.06.08 по делу N А48-1545/08-11,

установил:

закрытое акционерное общество Р., г. Орел обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области, г. Орел, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении в собственность Закрытому акционерному обществу Р. земельного участка, расположенного
по адресу: г. Орел, ул. А., дом N, площадью 8331 кв. м., кадастровый номер N, а также заявитель просит обязать Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области принять решение (приказ) о предоставлении в собственность Закрытому акционерному обществу Р. земельного участка, расположенного по адресу: г. Орел, ул. А., дом N, площадью 8331 кв. м., кадастровый номер N, и направить его в Областное государственное специализированное учреждение “Фонд имущества Орловской области“ для заключения договора купли-продажи (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ в судебном заседании).

Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.06.08 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, заявитель жалобы указывает на то, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Орел, ул. А., д. N, на котором расположены принадлежащие Закрытому акционерному обществу Р. на праве собственности здания и строения, принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования АООТ О., документы о правопреемстве с которым заявителем не предоставлялись; предоставление земельного участка в собственность ЗАО Р., находящегося в постоянном бессрочном пользовании АООТ О. согласно Постановлению администрации г. Орла от 8 мая 1998 года N 823 невозможно согласно земельному законодательству, а именно ст. 45 Земельного кодекса РФ. Кроме того, Департамент ссылается на нарушение судом ст. ст. 8, 9 АПК РФ.

ЗАО Р. не согласно с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. В своем отзыве на апелляционную жалобу Общество указывает на то, что
судом не нарушен принцип, закрепленный в ст. 9 АПК РФ, поскольку, уточнив заявленные требования, Общество не изменяло основания или предмет требований. Кроме того, Общество считает, что материалами дела подтверждается наличие у Общества права на спорный земельный участок.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

8 мая 1998 года Администрацией города Орла были принято постановление N 823, которым признаны утратившими силу: Постановление Администрации города Орла от 4 декабря 1992 года N 1282 о закреплении за АОО О. земельного участка по ул. А., д. N для обеспечения технологического процесса производства; свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей N от 26 сентября 1997 года; свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей N от 8 декабря 1992 года, а также данным постановлением АОО О. в бессрочное (постоянное) был предоставлен земельный участок площадью 8331,8 кв. м. для эксплуатации производственных зданий и сооружений.

20 июля 2006 года между Обществом с ограниченной ответственностью О. (продавец) Закрытым акционерным обществом Р. (покупатель) был заключен договор купли-продажи объекта недвижимого имущества, согласно которому продавец продает, а покупатель приобретает в собственность следующее имущество: нежилое помещение под N 1, общая площадь 117,1 кв. м., литер “С“, кадастровый номер N; нежилое помещение, проходная, общая площадь 16,7 кв. м., литер “1в“, кадастровый номер N; рыбоперерабатывающий цех, общая площадь 1973,8 кв. м., литер “Б“, кадастровый номер N, расположенные по адресу: г. Орел, ул. А., д. N.

20 августа 2007 года между Обществом с ограниченной ответственностью О. (продавец) Закрытым акционерным обществом Р. (покупатель) был заключен договор купли-продажи объекта недвижимого имущества, согласно которому продавец продает, а покупатель приобретает в собственность
склад, литер “Т“, общей площадью 189,4 кв. м., состоящий из: склада под N 1 площадью 51,2 кв. м., склада под N 2 площадью 55,8 кв. м., склада под N 3 площадью 55,9 кв. м., пункта управления под N 4 площадью 26,5 кв. м., кадастровый номер N, расположенный по адресу: г. Орел, ул. А., д. N.

К указанным договорам имеются передаточные акты, а также свидетельства о государственной регистрации прав Закрытого акционерного общества Р., а именно: свидетельство о регистрации прав от 3 октября 2007 года Серия 57 АА N на объект права: склад, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 189,4 кв. м., инв. N 54:401:001:017046550:0018, литер “Т“, адрес: г. Орел, ул. А., д. N; свидетельство о регистрации прав от 1 августа 2006 года Серия 57 АА N на объект права: нежилое помещение, проходная, назначение: нежилое, общая площадь 16,70 кв. м., этаж 1, литер “1В“, адрес: г. Орел, ул. А., д. N; свидетельство о регистрации прав от 1 августа 2006 года Серия 57 АА N на объект права: нежилое помещение N 1, назначение: нежилое, общая площадь 117,10 кв. м., этаж 1, литер “С“, адрес: г. Орел, ул. А., д. N; свидетельство о регистрации прав от 1 августа 2006 года Серия 57 АА N на объект права: рыбоперерабатывающий цех, нежилое помещение, общая площадь 1973,80 кв. м., этаж 1, 2, литер “Б“, адрес: г. Орел, ул. А., д. N.

4 декабря 2006 года Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области письмом N 1607/з обратился к мэру города Орла с просьбой утвердить проект границ земельного участка площадью 8780
кв. м. для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений, находящихся по адресу: г. Орел, ул. А., д. N в связи с предоставленными документами о праве собственности на объекты недвижимости ЗАО Р.

Постановлением Администрации города Орла N 30 от 9 января 2007 года был утвержден проект границ земельного участка площадью 8780,0 кв. м., находящийся по адресу: г. Орел, ул. А., д. N в кадастровом квартале N 57:25:0020716 для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений.

Постановлением Администрации г. Орла от 1 февраля 2007 года внесены изменения в наименование и текст постановления Администрации г. Орла N 30 от 9 января 2007 года, заменены слова “в кадастровом квартале N“ на слова “в кадастровом квартале N“.

6 февраля 2007 года Департаментом имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области был вынесен приказ N 67, которым Закрытому акционерному обществу Р. предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов в кадастровом квартале N, находящийся адресу: г. Орел, ул. А., д. N, для эксплуатации и обслуживания производственных зданий и сооружений, принадлежащих ему на праве собственности.

Приказом Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области N 190 от 9 марта 2007 года отменен приказ от 6 февраля 2007 года N 67 “О предоставлении в собственность Закрытому акционерному обществу Р. земельного участка, находящегося по адресу: г. Орел, ул. А., д. N“, в связи с тем, что земельный участок площадью 8780 кв. м., находящийся по адресу: г. Орел, ул. А., д. N, не поставлен на кадастровый учет.

5 декабря 2007 года Закрытое акционерное общество Р. обратилось в Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области с
заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 8331 кв. м., расположенного по адресу: г. Орел, ул. А., д. N, на котором находятся здания, строения и сооружения, принадлежащие на праве собственности ЗАО Р.

22 января 2008 года Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области письмом N 3246/з сообщил Закрытому акционерному обществу Р. о том, что испрашиваемый земельный участок был предоставлен АООТ О. на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления Администрации г. Орла от 8 мая 1998 года N 823, о чем было выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования от 26 сентября 1997 года N; для рассмотрения заявления необходимо представить отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прежнего землепользователя (АООТ О. - ООО О.) в соответствии со ст. 53 Земельного кодекса РФ, либо документы, подтверждающие правопреемство ЗАО Р. от АООТ О.

22 февраля 2008 года Закрытое акционерное общество Р. повторно обратилось в Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области с заявлением в котором указало, что АООТ О. признано несостоятельным (банкротом), о чем свидетельствует судебный акт Арбитражного суда Орловской области и приложило копию справки УФНС РФ по Орловской области об отсутствии в реестре юридических лиц Открытого акционерного общества О.

24 марта 2008 года Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области в ответе N 3246/з сообщил Закрытому акционерному обществу Р. о том, что упомянутое в заявление решение Арбитражного суда Орловской области о несостоятельности (банкротстве) АООТ О. не представлено; из письма ИНФС России по З-му району города Орла следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о ликвидации АООТ
О. Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области в данном ответе указал, что до представления необходимых документов рассмотреть заявление Закрытого акционерного общества Р. по существу не представляется возможным.

Не согласившись с указанными действиями, Общество обратилось за судебной защитой.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии со ст. ст. 11, 29 Земельного кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления.

В силу ст. 1 закона Орловской области N 603-ОЗ “О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле“, Закона Орловской области “О внесении изменений в законодательные акты Орловской области“ от 30 мая 2006 N 598-ОЗ, Постановления Коллегии Орловской области от 11 июля 2006 г. N 126 “Об утверждении порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле“, Постановления Коллегии Орловской области от 11 июля 2006 г. N 125 “Об утверждении положения о Департаменте имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области“ Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области г. Орел является органом государственной исполнительной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом, в том числе рассмотрение вопроса о предоставлении в собственность земельного участка или отказе в представлении его в собственность.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного
кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приобретение земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Земельным кодексом предусмотрен заявительный порядок приобретения прав на земельные участки.

Таким образом, при приобретении недвижимости в собственность собственник имущества вправе обратиться в уполномоченные органы местного самоуправления с заявлением о выделении земель, находящихся под объектами недвижимости и необходимых для их использования.

В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Как следует из пункта 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20, - на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Как следует из материалов дела и не оспаривается Администрацией, в срок, установленный пунктом 6 статьи
36 ЗК РФ, проект договора купли-продажи земельного участка заявителям не направлен.

Согласно положений ст. ст. 33, 35 Земельного кодекса РФ заявитель вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.

Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005, в соответствии с которой, согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ предельные размеры площади земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

В силу ч. 2 ст. 271 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 4 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Из материалов дела усматривается, что недвижимое имущество, расположенное на земельном участке площадью 8331 кв. м., по адресу: г. Орел, ул. А., д. N, принадлежит Обществу на праве собственности. Указанное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 3 октября 2007 года Серия 57 АА N, от 1 августа 2006 года Серия 57 АА N, от 1 августа 2006 года Серия 57 АА N, от 1 августа 2006 года Серия 57 АА N.

Право собственности на земельный участок не оформлено.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок продавцу недвижимости (ООО О.) предоставлялся на праве бессрочного (постоянного) пользования.

ЗАО Р. приобрело у ООО О. все объекты недвижимости, расположенные на нем (Иных зданий на участке не имеется).

Согласно ч. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Обращаясь в Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области, Общество, фактически просило переоформить данное право в соответствии с действующим законодательством путем выкупа в собственность.

Пунктом 1 ст. 35 ЗК РФ установлено, что при переходе прав собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением, и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о том, что ЗАО Р. приобрело право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся под нежилым зданием, и отказа продавца от прав на земельный участок для переоформления прав в соответствии с действующим законодательством не требуется.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона “О введении в действие земельного кодекса РФ“ юридические лица за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ обязаны переоформить право постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.

Согласно п. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший данный акт.

Между тем, ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в апелляционный суд Администрация не доказало правомерность своих действий.

Апелляционная инстанция полагает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка. Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

Как установлено судом апелляционной инстанции, принятие уточнения требований и рассмотрение дела в отсутствие заявителя апелляционной жалобы, фактически не привело к ущемлению его процессуальных прав, поскольку никакими иными доказательствами Департамент имущественной, промышленной и информационной политики не располагало. Представленный суду апелляционной инстанции договор поручения от 03.08.06 г. не свидетельствует о том, что решение было вынесено о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.

Указание в резолютивной части решения на конкретные действия по устранению допущенных нарушений прав Общества изложено в точном соответствии пунктом 3.4 Постановления Коллегии Орловской области от 11.07.06 N 126 “Об утверждении порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле“, регламентирующего порядок оформления прав на земельные участки.

Как указано и в решении суда, и в Постановлении коллегии “Решение о продаже земельного участка с приложением необходимых документов направляется в Областное Государственное специализированной Учреждение “Фонд имущества Орловской области для заключения договора купли-продажи в недельный срок“. Указанное действие совершается Департаментом, а не Фондом. Решение не обязывает Фонд к совершению каких-либо действий.

Поэтому, довод заявителя апелляционной жалобы о допущении судом области процессуального нарушения, влекущего безусловную отмену судебного акта - не принимается.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда области надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Госпошлина в размере 1000 рублей в силу ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию с Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области в доход федерального бюджета РФ.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 09.06.08 г. по делу N А48-1545/08-11 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области в доход федерального бюджета РФ 1000 рублей госпошлины, о чем выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.