Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 10.12.2008 по делу N А14-2515/2008/89/10 С учетом того, что заявка на участие в конкурсе направлена предпринимателем по почте, в предоставленных в составе заявки документах имелись противоречия, а копия паспорта в отсутствие его нотариального удостоверения не могла однозначно свидетельствовать о направлении заявки от имени предпринимателя, у организатора торгов имелись основания для отказа в регистрации заявки предпринимателя и не допуска претендента к участию в торгах.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2008 г. по делу N А14-2515/2008/89/10

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Берга О.В. на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.05.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по делу N А14-2515/2008/89/10

установил:

индивидуальный предприниматель Берг О.В. (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Ольховатского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация), выразившихся в отказе допустить заявителя к участию в торгах 31.03.2008 по продаже в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская обл., Ольховатский район, п. Комсомольское, ул. Комсомольская,
19.

Решением суда от 26.05.2008 в удовлетворении требования заявителя отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В кассационной жалобе Предприниматель просит вынесенные по делу решение и постановление суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Как видно из материалов дела, 28.02.2008 Администрацией в газете “Ольховатский вестник“ размещено информационное сообщение, согласно которому 31.03.2008 в 10-00 по адресу: Воронежская обл., Ольховатский район, р.п. Ольховатка, ул. Октябрьская, 64 будет проводиться аукцион по продаже в собственность земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый номер 36:18:26 00 001:0031, площадью 11138 кв. м., расположенного по адресу: Воронежская обл., Ольховатский район, п. Комсомольское, ул. Комсомольская, 19, для производственных целей - строительство животноводческой фермы.

Информационное сообщение содержало также сведения о стартовой цене аукциона, условиях допуска к участию в аукционе, о перечне документов, подлежащих подаче в составе заявки на аукцион, и порядке его проведения.

24 марта 2008 года Предприниматель подал организатору торгов свою заявку на участие в аукционе.

В этот же день индивидуальному предпринимателю Бергу О.В. направлено уведомление Администрации N 446 о невозможности регистрации его заявки, поскольку она не предоставлена им лично или уполномоченным представителем; содержит опись предоставляемых документов в одном экземпляре; не предъявлен удостоверяющий личность документ; указанный в заявке номер ИНН Предпринимателя не соответствует номеру ИНН, указанному в свидетельстве о постановке на налоговый учет от 29.04.2004 серии 36 N 000617414; к заявке приложена ксерокопия паспорта не полностью.

Посчитав, что указанные действия Администрации не соответствуют
требованиям закона и нарушают права Предпринимателя в сфере экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.

Порядок организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков регламентирован положениями Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808) (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 10 Правил для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, другой - у претендента.

Один претендент имеет право подать только одну заявку на участие в торгах.

При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность.

Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируются организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи
документов.

В соответствии с пунктом 14 Правил в день определения участников торгов, установленный в извещении о проведении торгов, организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов). По результатам рассмотрения документов организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске претендентов к участию в торгах, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками торгов, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах, с указанием оснований отказа.

В пункте 15 Правил перечислены основания, в соответствии с которыми претендент не допускается к участию в торгах.

В частности:

а) заявка подана лицом, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;

в) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.

Иных оснований для отказа в допуске претендента к участию в торгах указанными Правилами не предусмотрено.

Как следует из материалов дела, Предприниматель 24.03.2008 почтовым отправлением направил Администрации заявку на участие в аукционе по продаже в собственность земельного участка из земель населенных пунктов кадастровый номер 36:18:26 00 001:0031, площадью 11138 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская обл.,
Ольховатский район, п. Комсомольское, ул. Комсомольская, 19.

К заявке Предпринимателя были приложены: опись представляемых документов; договор о задатке; копия паспорта; нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; нотариально заверенная копия свидетельства о внесении записи в ЕГРИП; платежное поручение с отметкой банка; запечатанный конверт с предложением о цене.

Уведомлением организатора торгов от 24.03.2008 N 446 Предприниматель извещен о невозможности регистрации заявки и принятии приложенных к ней документов, поскольку заявка представлена почтовой связью, а не лично или через представителя; опись предоставленных документов в одном экземпляре; не предъявлен документ, удостоверяющий личность; в заявке на участие в аукционе номер ИНН Предпринимателя не соответствует номеру ИНН, содержащемуся в свидетельстве о постановке на налоговый учет.

Согласно п. 8 Правил извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать, в том числе, сведения о форме заявки об участии в торгах, порядке приема, адреса места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах.

Как следует из материалов дела 28.02.2008 Администрацией в газете “Ольховатский вестник“ размещено информационное сообщение о проведении аукциона по продаже в собственность земельного участка из земель населенных пунктов кадастровый номер 36:18:26 00 001:003, площадью 11138 кв. м., расположенного по адресу: Воронежская обл., Ольховатский район, п. Комсомольское, ул. Комсомольская, 19.

Информационное сообщение содержало также сведения о стартовой цене аукциона, условия допуска к участию
в аукционе, перечень документов, подлежащих подаче в составе заявки на аукцион и порядок его проведения. При этом данным сообщением не устанавливались ограничения по порядку подачи заявки на участие в аукционе, требования к количеству экземпляров прилагаемых к заявке документов и предоставления копий всех страниц документа, удостоверяющего личность претендента.

В этой связи правомерен вывод суда о том, что подача заявки на участие в аукционе посредством почтового отправления, предоставление одного экземпляра описи прилагаемых к заявке документов, предоставление лишь 2 - 5 страниц паспорта Предпринимателя, не может являться основанием для отказа в приеме такой заявки и не допуска претендента к участию в торгах.

Вместе с тем, согласно пункту 7 статьи 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов идентификационный номер налогоплательщика.

В соответствии с приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 (п. п. 3.1, 3.2) идентификационный номер налогоплательщика - физического лица представляет собой цифровой код, не может быть повторно присвоен другому лицу, не подлежит изменению, за исключением случаев внесения изменений в нормативные акты РФ.

Как видно из материалов дела, в заявке на участие в аукционе номер ИНН Предпринимателя не соответствовал номеру ИНН, содержащемуся в свидетельстве о постановке на налоговый учет, которое входило в состав документов прилагаемых к заявке, а паспорт Предпринимателя не был нотариально заверен.

Таким образом, с учетом того, что заявка на участие в конкурсе направлена Предпринимателем по почте, в представленных в составе заявки документах имелись противоречия, а копия паспорта в отсутствие его нотариального удостоверения не могла однозначно свидетельствовать о направлении заявки от имени Предпринимателя, у организатора торгов имелись основания считать
эти документы не соответствующими установленным требованиям.

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае у организатора торгов имелись предусмотренные п. 15 Правил правовые основания для отказа в регистрации заявки Предпринимателя и не допуска претендента к участию в торгах.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.05.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по делу N А14-2515/2008/89/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Берга О.В. - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.