Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 24.11.2008 N Ф10-5294/08 по делу N А36-1369/2008 Исковые требования о признании права федеральной собственности на нежилые помещения удовлетворены правомерно, поскольку в спорных помещениях располагалось предприятие спецсвязи, относящееся к федеральному уровню собственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2008 г. N Ф10-5294/08

Дело N А36-1369/2008

(извлечение)

Дело рассмотрено 17.11.2008.

Постановление изготовлено в полном объеме 24.11.2008.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества “ЦентрТелеком“, г. Липецк, на решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 по делу N А36-1369/2008,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Липецкой области (далее - ТУ ФАУФИ по Липецкой области), г. Липецк, обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к Открытому акционерному обществу “Центральная телекоммуникационная компания“ (далее - ОАО “ЦентрТелеком“), г. Липецк, о признании права федеральной
собственности на нежилые помещения, расположенные на первом и втором этажах здания, находящегося по адресу: г. Липецк, пл. Коммунальная, 41, (лит. А), а именно, согласно номерам по плану строения: N 18 (первый этаж), N N 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31 (второй этаж) (уточненные требования).

Определением от 20.05.2008 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное унитарное предприятие “Главный центр специальной связи“ (далее - ФГУП “Главный центр специальной связи“), г. Москва.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2008, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе ОАО “ЦентрТелеком“ просит состоявшиеся судебные решения отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу ТУ ФАУФИ по Липецкой области просит оставить принятые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.

Стороны и третье лицо надлежаще уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, но в суд округа не явились. ТУ ФАУФИ по Липецкой области и ОАО “ЦентрТелеком“ ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей. Судебная коллегия считает возможным, в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ, рассмотреть дело без участия представителей сторон и третьего лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшихся судебных решений в связи со следующим.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами
двух инстанций, с 01.01.1988 по 1991 год в здании по адресу: г. Липецк, пл. Коммунальная, 41 нежилые помещения площадью 137 кв. м занимал областной узел спецсвязи.

Приказом Министерства связи РСФСР от 31.01.1992 N 61 было предписано начальникам ГПСИ “Россвязьинформ“ передать, а начальникам Главного центра спецсвязи (ГЦСС) принять узлы спецсвязи по состоянию на 01.04.1992, указанные в приложении к приказу, в том числе и Узел спецсвязи Липецкого ГПСИ, в установленном Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.04.1990 N 210 порядке.

По акту приема-передачи, утвержденному 07.04.1992 Министром связи Российской Федерации, в ведение ГЦСС Министерства связи Российской Федерации было передано структурное подразделение Липецкого областного узла специальной связи.

Приказом ГЦСС от 27.04.1992 N 581 Узел спецсвязи Липецкого ГПСИ “Россвязьинформ“ был принят в подчинение ГЦСС.

Согласно Положению об Управлении специальной связи на территории Липецкой области, утвержденному 02.03.1993 начальником ГЦСС Министерства связи РФ, Управление являлось структурным подразделением ГЦСС без прав юридического лица. Место нахождения Управления определено: г. Липецк, Коммунальная площадь, д. 41.

01.07.1993 Министерством связи РФ издан приказ N 149 “О создании единой сети специальной связи Министерства связи РФ“, в силу которого начальникам предприятий и учреждений связи запрещалось перемещение подразделений, управлений связи в другие помещения без согласования с Министерством связи РФ.

20.12.1993 решением Комитета по управлению государственным имуществом Липецкой области N 557 был утвержден план приватизации ГПСИ “Россвязьинформ“. ГПСИ “Россвязьинформ“ было преобразовано в АООТ “Липецкэлектросвязь“ - правопредшественник ОАО “ЦентрТелеком“.

Ссылаясь на то, что в спорных нежилых помещениях по настоящее время осуществляет деятельность ФГУП “Главный центр специальной связи“ в лице филиала - Управления специальной связи по Липецкой области, а, следовательно, указанное недвижимое имущество является федеральной собственностью,
ТУ ФАУФИ по Липецкой области обратилось в суд с настоящим требованием.

Суд первой инстанции подробно исследовал представленные доказательства, доводы сторон и третьего лица, дал им правильную юридическую оценку и обоснованно удовлетворил требования ТУ ФАУФИ по Липецкой области. При этом суд по праву руководствовался п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, согласно которому объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности, а также пунктом 6 раздела 4 Приложения N 1 к указанному Постановлению, согласно которому предприятия связи являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

Судом установлено, что на момент разграничения собственности в соответствии с вышеуказанным Постановлением Верховного Совета РФ в спорных помещениях располагалось предприятие спецсвязи, относящееся к федеральному уровню собственности. И до настоящего времени Управление спецсвязи по Липецкой области располагается в указанных помещениях. Следовательно, эти помещения не выбывали из федеральной собственности.

Довод заявителя жалобы о том, что при переподчинении узлов спецсвязи и передачи их ГЦСС в 1992 году не предусматривалась передача помещений, в которых располагались узлы спецсвязи, несостоятелен. Предприятие спецсвязи не может осуществлять свою деятельность без помещения. Приказом Министра связи РФ от 01.07.1993 N 149 было запрещено перемещение управлений спецсвязи в другие помещения без согласования с Министерством связи РФ (т. 1. л.д. 30).

Несостоятелен и довод заявителя жалобы о том,
что занимаемые узлом спецсвязи помещения находились на балансе радиоузла. Как указано выше, при разграничении собственности факт нахождения здания на балансе какой-либо одной организации не имел значения и не мог ущемлять права других организаций, занимающих помещения в этом здании.

Довод ОАО “ЦентрТелеком“ о том, что суд неверно сослался на Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, так как “оно регулирует вопросы отнесения объектов государственной собственности к различным уровням: федеральной, собственности субъектов РФ, муниципальной“, непонятен. Указанное Постановление действительно разграничивает объекты государственной собственности по различным уровням. А к объектам, в частности, относятся и организации, предприятия, учреждения со всем принадлежащим им имуществом, в том числе и помещениями, без которых они не могут осуществлять свою деятельность.

Доводы ОАО “ЦентрТелеком“ о том, что спорные помещения были приватизированы АООТ “Липецкэлектросвязь“, что истец пропустил срок исковой давности для предъявления данного иска в суд, были предметом исследования апелляционного суда и им дана правильная юридическая оценка.

Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 по делу N А36-1369/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.