Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 07.11.2008 по делу N А14-756/2008/33/19 Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 ноября 2008 г. по делу N А14-756/2008/33/19

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления федеральной регистрационной службы по Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008 по делу N А14-756/2008/33/19,

установил:

Администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее - Управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием Борисоглебский городской округ на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, Северный микрорайон, д. 30, кв. 42, и с требованием
обязать Управление произвести государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный объект недвижимости.

Решением от 24.03.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008 судебный акт первой инстанции отменен. Обжалуемое решение об отказе в государственной регистрации признано незаконным. Суд обязал Управление произвести государственную регистрацию вышеуказанного объекта недвижимости.

В кассационной жалобе Управление просит постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Управления, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 04.10.2007 Администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации за муниципальным образованием права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, Северный микрорайон, д. 30, кв. 42.

Сообщением от 02.11.2007 N 05/025/2007-398 в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости было отказано по основаниям, изложенным в абзацах 4, 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации).

Считая, что отказ в государственной регистрации прав незаконен, Администрация обратилась в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что заявителем не представлено доказательств соблюдения передачи спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность. Указание в выписке из реестра муниципальной собственности на Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 не может служить основанием возникновения муниципальной собственности на спорный объект недвижимости без документального подтверждения оснований внесения объекта недвижимости в соответствующий реестр.

Отменяя решение суда и
удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу ст. 16 указанного Закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (п. 1 ст. 17 Закона о регистрации).

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2).

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным
законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).

В соответствии с абзацами 4, 8 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию заявитель представил выписку из реестра объектов муниципального жилищного фонда Борисоглебского городского округа Воронежской области от 21.08.2007 N 78, в которой указано, что основанием внесения записи в реестр послужило Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении федеральной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 N 8 субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что выписка из реестра объектов муниципального жилищного фонда Борисоглебского городского округа Воронежской области
от 21.08.2007 N 78 является правоустанавливающим документом в отношении квартиры, расположенной по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, Северный микрорайон, д. 30, кв. 42.

Внесение имущества в реестр заинтересованными лицами не оспорены. Представленная в Управление выписка из реестра муниципальной собственности содержит необходимые данные об объекте, соответствует утвержденной форме, выдана правообладателю надлежащим органом, подписана компетентным должностным лицом.

Помимо этого, суд правомерно указал, что вопрос об обоснованности включения в соответствующий реестр объектов недвижимости исследуется арбитражным судом в случае наличия спора о праве собственности на объект недвижимости.

В рассматриваемом случае спора о праве на спорный объект либо противоречий между заявленными и ранее зарегистрированными правами судом не установлено.

В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в действие данного закона признаются юридически действительными.

Поскольку право на спорный объект возникло до принятия Закона РФ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, в связи с разграничением собственности, то при сохранении правообладателем ранее возникшего права в неизменном виде, оно признается без соответствующей регистрации.

Так как спорный объект недвижимости включен в реестр, то суд обоснованно указал, что в данном случае заявитель обратился за регистрацией наличия права собственности, а не его возникновения.

Довод Управления о непредставлении заявителем доказательства соблюдения порядка передачи спорного объекта права в муниципальную собственность не может быть принят во внимание.

Пунктами 2, 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ и Приложением N 3 к данному Постановлению регулируются вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность.

Согласно п. 1 Приложения N 3 объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации).

Порядок передачи имущества в муниципальную собственность и порядок оформления его как муниципальной собственности установлен Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации“ определено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.

В соответствии с п. 10 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утв. Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп, муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре муниципальной собственности.

Решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области от 29.07.2005 г. N 15 утверждено Положение “О порядке ведения реестра жилищного фонда Борисоглебского городского округа Воронежской области в новой редакции“ и положения “О порядке ведения реестра объектов - муниципального жилого фонда Борисоглебского городского округа Воронежской области в новой редакции, согласно п. 3 которого Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области предоставлены полномочия постановлениями вносить изменения и
дополнения в реестр объектов муниципального жилищного фонда, а п. 4 утверждена форма выписки из реестра жилищного фонда.

Формой предоставления информации, содержащейся в реестре, является выписка из реестра муниципального жилого фонда по форме согласно Приложению 3, которая подписывается главой Борисоглебского городского округа Воронежской области либо лицом его замещающим.

Основаниями включения объектов учета в реестр муниципальной собственности является, в том числе передача объектов в муниципальную собственность в порядке разграничения собственности в РФ в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности на основании положений вышеназванного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, следовательно, спорная квартира должна рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.

Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности не свидетельствует о том, что данная квартира не является объектом муниципальной собственности.

На основании изложенного, учитывая, что Администрацией представлены все необходимые документы для регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, Северный микрорайон, д. 30, кв. 42, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Управления оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.

Доводы жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергая выводов суда, они сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу. Оснований для переоценки выводов суда у кассационной коллегии не имеется в силу ст. 286 АПК РФ.

Иных убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от
04.07.2008 по делу N А14-756/2008/33/19 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.