Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 05.11.2008 по делу N А54-221/2008-С18 Законодательство о налогах и сборах различает виды носителей информации, на которых может быть представлена отчетность (бумажный, электронный), и способ ее представления (лично, по почте, по телекоммуникационным каналам связи). При этом не устанавливается для налогоплательщика определенный и единственный способ представления деклараций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 ноября 2008 г. по делу N А54-221/2008-С18

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.04.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2008 по делу N А54-221/2008-С18,

установил:

Государственное учреждение - войсковая часть 86741 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании не соответствующими законодательству действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Рязанской области (далее - Инспекция), выраженных в требовании представлять налоговую отчетность только по телекоммуникационным каналам связи, изложенного в уведомлении N 05-10/95 от 09.01.2008
(с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.04.2008 заявленные войсковой частью требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит их отменить.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.

Как следует из материалов дела, войсковая часть 86741 по месту своего учета представила декларацию по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года по установленной форме на бумажном носителе с подтверждением на CD-RW.

Уведомлением N 05-10/95 от 09.01.2008 Инспекция указала налогоплательщику на обязанность представлять налоговые декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, при этом отметив, что дискета или диск не являются электронным видом документа, в связи с чем, не приняла к исполнению декларацию, представленную на бумажном, а также магнитном носителях.

Полагая, что указанные действия налогового органа не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, войсковая часть обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Разрешая спор по существу заявленных требований, суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и, правильно применив нормы материального права, обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган
по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за 2006 год превышает 250 человек (с учетом п. 6 ст. 5 Федерального закона N 268-ФЗ от 30.12.2006), представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.

Налоговая декларация (расчет) согласно п. 4 ст. 80 НК РФ может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Из содержания приведенных норм права следует, что законодательство о налогах и сборах различает виды носителей информации, на которых может быть представлена отчетность (бумажный, электронный) и способ ее представления (лично, по почте, по телекоммуникационным каналам связи).

При этом ни одна из них не устанавливает для налогоплательщика определенный и единственный способ представления деклараций.

Кроме того, в соответствии с положениями абз. 4 п. 4 ст. 80 НК РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Приказом N БГ-3-32/169 от 02.04.2002 утвердило Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно п. 4 раздела 1 указанного Порядка представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки.

Пунктом 2 раздела 2 данного Порядка конкретизировано, что представление
налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи возможно при подключении налогоплательщика к общедоступным системам связи, наличии необходимых аппаратных средств, а также соответствующего программного обеспечения.

Инструкцией по защите информации от несанкционированного доступа при подключении и использовании пользователями Вооруженных сил Российской Федерации информационных вычислительных сетей общего пользования (директива Генерального штаба ВС ВФ N 317/2/620 от 07.06.1997) установлено, что право подключения к информационным вычислительным сетям общего пользования аппаратного пункта, размещенного в воинской части, допускается в исключительных случаях по разрешению начальника Генерального штаба ВС РФ по результатам рассмотрения соответствующих обоснований.

Как установлено судом в настоящее время такого права у воинской части 86741 нет, также она является бюджетной организацией; не имеет возможности самостоятельно приобрести программное обеспечение спецоператоров связи; денежные средства на эти цели в централизованном порядке не выделяются.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что в любом случае налоговый орган в силу абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в принятии к исполнению представленной войсковой частью декларации на бумажном носителе с подтверждением на электронном носителе (диск CD-RW).

В связи с этим, выводы суда о незаконности принуждения налогоплательщика представлять налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи являются правильными.

В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на доводы, которые являлись предметом оценки судом первой и апелляционной инстанций и обоснованно не были ими приняты во внимание. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное
значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения оспариваемого судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления также, не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.04.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2008 по делу N А54-221/2008-С18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Рязанской области - без удовлетворения

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.