Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 23.10.2008 N Ф10-4654/08 по делу N А68-385/08-34/20 В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2008 г. N Ф10-4654/08

Дело N А68-385/08-34/20

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2008.

Постановление в полном объеме изготовлено 23.10.2008.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества “Тульская энергосбытовая компания“ на решение Арбитражного суда Тульской области от 22 мая 2008 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2008 года по делу N А68-385/08-34/20,

установил:

Открытое акционерное общество “Тульская энергосбытовая компания“ (далее - ОАО “Тульская энергосбытовая компания“), г. Тула, обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к Закрытому акционерному обществу “Теплосеть“ (далее - ЗАО “Теплосеть“), г. Тула, о взыскании 1 416
744 руб. 28 коп. долга и 62 200 руб. 34 коп. пени за несвоевременную оплату энергии, предусмотренную договором (с учетом уточнения предмета иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.05.2008 в иске отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ОАО “Тульская энергосбытовая компания“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов.

Заявитель жалобы считает, что арбитражным судом не применен абзац 13 статьи 6 ФЗ от 26.03.2003 N 36-ФЗ “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ “Об электроэнергетике“, а также письмо Федеральной антимонопольной службы от 09.07.2007 года N ЦА/11304.

Представители ОАО “Тульская энергосбытовая компания“ доводы кассационной жалобы поддержали по изложенным в ней мотивам.

Представитель ЗАО “Тулатеплосеть“ доводы кассационной жалобы отклонил, принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей истца и ответчика, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

Из материалов дела следует, что 01.02.2005 года МП “Тулгорэлектросети“, правопреемником которого по договору является ОАО “Тульская энергосбытовая компания“ (энергоснабжающая организация) и ЗАО “Тулатеплосеть“ (абонент) заключили договор N 657/04 снабжения электрической энергией, в соответствии с пунктами 1.1, 2.1 и 3.1.1 которого энергоснабжающая организация
обязуется подавать абоненту электроэнергию, а абонент оплачивать ее стоимость по тарифам.

Согласно п. 4.1 договора расчетным периодом является 1 месяц. Оплата производится по тарифам согласно действующему законодательству.

При введении новых тарифов соответствующие изменения в договор считаются внесенными и согласованными сторонами (пункт 4.3 договора).

Пунктом 7.4 договора установлен срок действия договора с 01.02.2005 года по 31.01.2006 года, при этом договор считается продленным на тот же срок, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо изменении, заключении нового договора за 30 дней до окончания действия договора.

Соглашением от 12.04.2007 года между МУП “Тулгорэлектросети“, ЗАО “Тулатеплосеть“ и ОАО “Тульская энергосбытовая компания“ установлено, что с 01.05.2007 года правопреемником прав и обязанностей по договору N 657/04 от 01.02.2005 года, возникших с даты заключения договора, является ОАО “Тульская энергосбытовая компания“.

Соглашением предусмотрено, что абонент производит оплату стоимости потребленной энергии с 01.05.2007 года в соответствии с установленными тарифами, остальные условия договора остаются неизменными (пункты 4, 5 соглашения).

В течение спорного периода август-декабрь 2007 года истец закупал электрическую энергию у ОАО “Тульская энергосбытовая компания“ на условиях договора по регулируемым и нерегулируемым ценам, что видно из представленных счетов-требований и счетов-фактур, и продавал ее на розничном рынке, в том числе и ответчику. Ответчик отказывался оплачивать энергию, предъявленную ему по нерегулируемым (свободным) ценам, оплата произведена по установленным тарифам.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском. Истец считал, что с принятием Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.06 г. N 530, изменился ранее установленный порядок определения стоимости электрической энергии, поставляемой на
розничные рынки по договорам энергоснабжения (купли-продажи). Полагал, что оплата электроэнергии должна производиться независимо от условий договора в соответствии с указанными Правилами.

Ссылаясь на неоплату ответчиком задолженности в сумме 1 416 744 руб. 28 коп., истец просил взыскать задолженность с ответчика.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции и арбитражный апелляционный суд обоснованно исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 года N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).

В пределах предоставленной компетенции Правительством Российской Федерации
утверждены Правила функционирования розничных рынков N 530 от 31.08.2006, регулирующие порядок расчетов за потребленную энергию.

В соответствии с п. 4 Правил продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе, для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.

Согласно п. 106 Правил на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.

Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках (п. 109).

Ссылка заявителя на возможность с 01.09.2006 применения свободных цен при отсутствии соглашения об указанном в договоре энергоснабжения (купли-продажи) в спорный период, несостоятельна.

В соответствии с пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение стоимости после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Статья 450 Кодекса предусматривает, что изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или договором. По требованию одной из сторон
договор может быть изменен по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных законом или договором.

Вместе с тем Правила N 530 не имеют силы федерального закона и не предоставляют компании право на одностороннее изменение договора.

Учитывая, что в спорном договоре сторонами не согласовано условие о применении свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований, является правильным.

Ссылка заявителя жалобы на абзац 13 статьи 6 ФЗ от 26.03.2003 N 36-ФЗ “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике“ является несостоятельной, поскольку в спорный период действовала редакция от 05.02.2007 г. N 13-ФЗ, которая не предусматривала возможность распространения действия утвержденных Правительством РФ основных положений функционирования розничных рынков и иных нормативно-правовых документов регулирующих функционирование (ценообразование) оптового и розничного рынков, принятых после заключения договоров, на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 22 мая 2008 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2008 года по делу N А68-385/08-34/20 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.