Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 28.08.2008 N Ф10-1475 по делу N А54-3700/2007 На Российскую Федерацию возложена обязанность по компенсации расходов, понесенных предприятиями в связи с предоставлением льгот по оплате проезда гражданам в соответствии с ФЗ “О ветеранах“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 2008 г. N Ф10-1475

Дело N А54-3700/2007

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16 ноября 2007 года по делу N А54-3700/2007,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие г. Рязани “Троллейбусно-трамвайное управление“, г. Рязань, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и субъекту Российской Федерации - Рязанская область в лице Финансово-казначейского
управления Рязанской области о взыскании солидарно убытков в сумме 140 944 314 руб. 40 коп. за предоставленные гражданам льготы в виде бесплатного проезда в общественном транспорте г. Рязани в 2004 г. в соответствии с ФЗ “О ветеранах“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области и Управление социальной защиты населения администрации города Рязани.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16 ноября 2007 года исковые требования удовлетворены частично, в связи с пропуском истцом срока исковой давности - с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу Муниципального унитарного предприятия города Рязани “Троллейбусно-трамвайное управление“ взысканы убытки в сумме 65 801 169 руб. В остальной части иска отказано. В иске к субъекту РФ - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области отказано.

В апелляционном порядке решение арбитражного суда первой инстанции не обжаловалось.

Не соглашаясь с вынесенным по делу судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Рязанской области от 16 ноября 2007 года и принять новый судебный акт.

При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что у Российской Федерации отсутствует обязанность компенсации субъекту РФ понесенных расходов. Кроме того, заявитель считает, что истец не обосновал порядок предоставления ветеранам льгот по бесплатному проезду в общественном транспорте в соответствии с ФЗ “О ветеранах“.

В части требований об отказе во взыскании 75 143145 руб. 40 коп. указанный судебный акт заявителем
кассационной жалобы не оспаривается, и поэтому в силу ст. 286 АПК РФ не является предметом рассмотрения суда кассационной инстанции.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Рязанской области от 16 ноября 2007 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области.

Как следует из материалов дела, решением Рязанского городского Совета N 203-111 от 22.03.2007 г. утверждены изменения в Устав Муниципального унитарного предприятия города Рязани “Управление Рязанского троллейбуса“, наименование предприятия изменено на Муниципальное унитарное предприятие города Рязани “Троллейбусно-трамвайное управление“, основным видом деятельности которого является организация перевозок населения города Рязани троллейбусами и трамваями.

Муниципальное унитарное предприятие города Рязани “Троллейбусно-трамвайное управление“, как организация, осуществляющая перевозку населения г. Рязани троллейбусами и трамваями, в период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. предоставляло гражданам, проживающим на территории г. Рязани, в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ льготы в виде бесплатного проезда на внутригородских маршрутах общественного транспорта г. Рязани.

Между Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани (Управление) и МУП “Управление Рязанского троллейбуса“ (Организация) был заключен договор о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда на городском пассажирском транспорте N 31 от 03.02.2004 г., согласно которому Организация обязуется предоставлять места в транспорте на маршрутах общего пользования для перевозки пассажиров, имеющих право на льготный проезд в соответствии с федеральными законами, предусмотренными настоящим договором, а Управление обязуется возмещать Организации текущие расходы, связанные с предоставлением гражданам льгот по оплате проезда на городском пассажирском транспорте, в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из Управления социальной защиты населения Рязанской области.

Пунктом 6.1
договора предусмотрено, что договор действует с 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года.

Муниципальное унитарное предприятие “Управление Рязанского троллейбуса“ и Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани заключили дополнительное соглашение к договору N 31 от 3 февраля 2004 г. на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате проезда на городском пассажирском транспорте, которым установлено, что в связи с утверждением новой редакции Устава МУП города Рязани “Управление Рязанского троллейбуса“ сторонами договора считать Муниципальное унитарное предприятие города Рязани “Троллейбусно-трамвайное управление“ и Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани.

Согласно расчету истца за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. по ФЗ “О ветеранах“ предоставлено льгот населению на сумму 154 061 400 руб. Указанные затраты компенсированы истцу за счет средств федерального и областного бюджетов частично в сумме 13 117 085 руб. 63 коп. Затраты по предоставлению льгот в сумме 140 944 314 руб. 40 коп. не были компенсированы МУП г. Рязани “Троллейбусно-трамвайное управление“, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 72 Конституции РФ, ст.ст. 1069 - 1071 ГК РФ, нормами Бюджетного кодекса РФ, ФЗ “О ветеранах“ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, исходил из того, что исковые требования заявлены обоснованно и правомерно.

Суд кассационной инстанции находит указанный вывод арбитражного суда несоответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Пункт 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы социальной защиты населения.

Согласно п. 5 ст. 790 РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы
или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.), совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются расходы на обеспечение социальной защиты населения.

В силу статьи 13 Федерального закона “О ветеранах“ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы (в том числе и по бесплатному проезду в общественном транспорте).

В соответствии с п. 1 ФЗ “О ветеранах“ расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 1 ФЗ от 06.10.1999 г. “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в редакции, действующей в 2004 г.) установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 г. N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только
в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Как установлено арбитражным судом, на основании вышеназванных нормативных правовых актов разграничение полномочий по финансированию ФЗ “О ветеранах“ между Российской Федерацией и субъектом РФ - Рязанская область в спорный период не осуществлялось.

Согласно Закону “Об областном бюджете на 2004 год“ расходы на реализацию льгот, установленных ФЗ РФ “О ветеранах“ в части полномочий субъектов РФ определены в 2004 году в сумме 377 183,7 тыс. руб., которая израсходована субъектом РФ - Рязанская область по целевому назначению, что подтверждается представленными в дело письменными доказательствами.

Арбитражным судом установлено, что указанной суммы недостаточно для покрытия расходов предприятий на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“.

Пункт 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ указывает на то, что при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Данным пунктом постановления также определено, что положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской
Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм права на Российскую Федерацию возложена обязанность по компенсации расходов, понесенных предприятиями в связи с предоставлением льгот по оплате проезда гражданам в соответствии с ФЗ “О ветеранах“.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял за основу расчет истца, сделанный им на основании Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 28.06.2002 г., согласно которой количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда.

В соответствии с этим расчетом было предоставлено льгот на общую сумму 154 061400 руб.

В соответствии с п. 2.3.2 договора Организация обязуется ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным, представлять Управлению отчет о текущих расходах, связанных с предоставлением льгот в соответствии с п. 1.1 настоящего договора, согласованный с отделом транспорта администрации г. Рязани, в соответствии с приложением N 1, являющимся неотъемлемой частью договора и
расчет выпадающих доходов (приложение N 2).

Как усматривается из материалов дела, во исполнение условий договора N 31 от 03.02.2004 г. МУП “Управление Рязанского троллейбуса“ оформлялись отчеты о текущих расходах и выпадающих доходах, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда гражданами, имеющими право на льготы по ФЗ “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В процессе разрешения спора суд не исследовал вопрос о правомерности действий истца по применению в расчете цены иска Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 28.06.02 N 149.

При новом рассмотрении спора суду надлежит дать оценку соответствию расчета истца условиям п. 2.3.2. заключенного договора.

Кроме того, в материалах дела имеется контррасчет ответчика, согласно которого сумма возможных убытков последнего составила 29 977 957 руб.

При этом мотивы, по которым указанный расчет ответчика не принят во внимание, в судебном акте не приведены.

С учетом изложенных обстоятельств суд кассационной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, ввиду неполного исследования обстоятельств дела, имеющих существенное значения для его рассмотрения.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 16 ноября 2007 года по делу N А54-3700/2007 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.