Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 22.07.2008 по делу N А48-4199/07-6 Согласно ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. При этом, как указано в п. 2 ст. 169 НК РФ, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2008 г. по делу N А48-4199/07-6

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.12.2007 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2008 по делу N А48-4199/07-6,

установил:

открытое акционерное общество “Орловский бройлер“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Орловской области от 21.09.2007 N 395.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.12.2007 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2008 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция
ФНС России N 1 по Орловской области просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителя общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, 26.04.2007 ОАО “Орловский бройлер“ представило в Межрайонную инспекцию ФНС России N 1 по Орловской области уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2006 года, в которой налоговая база по реализации товаров, а также передачи имущественных прав отражена в размере 23 074 147 руб., по которой исчислен НДС в размере 2 329 317 руб. Общая сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная налогоплательщику и подлежащая вычету, заявлена в размере 7 439 955 руб. По данным уточненной декларации за декабрь 2006 года ОАО “Орловский бройлер“ заявлен к возмещению из бюджета НДС в сумме 5110 638 рублей.

По результатам камеральной проверки инспекцией был составлен акт от 09.08.2007 N 215 и принято решение от 21.09.2007 N 395 о привлечении ОАО “Орловский бройлер“ к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 480 601 руб., также предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 2 403 006 руб., пени в сумме 54 210 руб.

Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о завышении налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета за декабрь 2006 года в сумме 5 000 000 рублей по основным средствам, приобретенным в 2002 году у ОАО АПК “Орловщина“ по счету-фактуре от 05.03.2002
N 001082.

Считая, что обществом нарушен п. 2 ст. 172 НК РФ в результате оплаты своих трех простых векселей на сумму 30 000 000 руб. не денежными средствами, как требует законодательство, а товарами собственного производства, налоговым органом был сделан вывод о том, что плательщик участвует в схеме по незаконному возмещению из бюджета НДС, основанной на вексельных расчетах между взаимозависимыми лицами.

Кроме того, по мнению инспекции счет-фактура от 05.03.2002 N 001082 выставлен с нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ, а также не соответствует правилам оформления счетов-фактур, установленным постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.

Не согласившись с решением налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.

Пунктом 1 ст. 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ на установленные этой статьей налоговые вычеты.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 2 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что при использовании налогоплательщиком-векселедателем в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) собственного векселя (либо векселя третьего лица, полученного в обмен на собственный вексель) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком-векселедателем при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются, исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю.

Согласно ст. 142, 143 ГК РФ вексель является
ценной бумагой, которая удостоверяет имущественные права, осуществление и передача которых возможна только при его предъявлении.

Как установлено судами, в счет оплаты приобретенных у ОАО АПК “Орловщина“ основных средств и выполненных строительно-монтажных работ по договору купли-продажи от 05.03.2002, согласно счета-фактуры от 05.03.2002 N 001082 ОАО “Орловский бройлер“ был эмитирован простой собственный вексель N 778375 номинальной стоимостью 103 089 076 руб., который передан продавцу по акту приема-передачи векселей от 05.03.2002.

ОАО АПК “Орловщина“ полученный от ОАО “Орловский бройлер“ простой вексель передало в уставный фонд вновь созданной организации ЗАО “АгроИнвест“, которая в свою очередь становится учредителем и передает этот вексель ООО “АгроФинанс“. ОАО “Орловский бройлер“ (должник) и ООО “АгроФинанс“ (кредитор) заключили соглашение об отступном, в соответствии с которым договорились о прекращении обязательств должника по оплате простого векселя N 778375 вексельной суммой 103 089 076 руб., в связи с предоставлением отступного - 15 новых собственных простых векселей ОАО “Орловский бройлер“ на общую сумму 103 089 076 руб.

По актам приема-передачи от 29.12.2006 три из пятнадцати векселей от 11.02.2004 N 005-ОБР, N 006-ОБР, N 007-ОБР каждый номинальной стоимостью 10 000 000 руб. выкуплены заявителем у третьего лица - ООО “Торговый дом “Агрохолдинг“ в счет частичной оплаты его задолженности на 30 000 000 руб., в том числе НДС - 5 000 000 руб.

На основании указанного в уточненной налоговой декларации за декабрь 2004 года ОАО “Орловский бройлер“ был заявлен налоговый вычет по НДС в сумме 5 000 000 руб.

В соответствии со ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение является одним из оснований прекращения обязательств. Согласно ст. 413 главы 26 ГК РФ
обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице.

Удостоверенные векселями обязательства ОАО “Орловский бройлер“ прекратились в связи с совпадением векселедателя (должника) и векселедержателя (кредитора) в одном лице при получении собственных векселей (005-ОБР, 006-ОБР, 007-ОБР) от векселедержателя - ООО “Торговый дом “Агрохолдинг“ в качестве оплаты за ранее отгруженную ОАО “Орловский бройлер“ по договору от 01.01.2006 N 311 продукцию.

Из вышеизложенного следует, что хозяйственные операции по договору поставки являются реальными и исполненными сторонами. Недостоверность представленных первичных документов, налоговым органом не заявлялось. Доказательств, свидетельствующих о взаимозависимости вышеуказанных юридических лиц налоговый орган не представил.

Таким образом, в соответствии со ст. 172 НК РФ ОАО “Орловский бройлер“ правомерно заявило НДС к возмещению в сумме 5 000 000 руб. по уточненной налоговой декларации по НДС за декабрь 2006 года, при использовании собственного векселя в расчетах за приобретенные основные средства и при оплате этим векселем товара собственного производства, вследствие чего, и произошло прекращение обязательств ОАО “Орловский бройлер“, в лице которого совпал векселедатель (должник) и векселедержатель (кредитор).

Также суды обоснованно признали несостоятельным довод налогового органа о несоответствии счета-фактуры от 05.03.2002 N 001082 требованиям ст. 169 НК РФ, а также правилам оформления счетов-фактур, установленным постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.

Согласно ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. При этом, как указано в п. 2 ст. 169 НК РФ, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету
или возмещению.

Пунктом 17 статьи 1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ внесены изменения в пункт 6 статьи 169 НК РФ, в частности, отменено требование об обязательном заверении счета-фактуры печатью.

Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.2002 N 575 “О внесении изменений и дополнений в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914“, также указано, что в форме счета-фактуры исключены слова “Без печати недействителен“, поэтому покупатель не вправе требовать наличие на счете-фактуре печати организации, а налоговые органы соответственно, не вправе отказывать в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным с 01.01.2002, не заверенным печатью организации.

Таким образом, счет-фактура N 001082 от 05.03.2002 соответствует требованиям ст. 169 НК РФ и может являться документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций правомерно установили нарушение налоговым органом при вынесении оспариваемого решения положений статьи 122 НК РФ.

Пунктом 3.1 резолютивной части решения заявителю было предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость по сроку уплаты 22.01.2007 в сумме 2 403 006 руб., образовавшуюся в результате непринятого налогового вычета в сумме 5 000 000 руб. и уменьшенного (как указано в решении) на сумму переплаты, числящуюся на лицевом счете налогоплательщика на момент вынесения решения в сумме 2 596 994 руб. Из имеющейся
в материалах дела выписке из лицевого счета плательщика следует, что на момент вынесения решения переплата составляла 2 579 923 руб. 05 коп.

Привлечение к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Кодекса обусловлено неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). Штраф в размере 20 процентов исчисляется от суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 N 10312/06 указано, что исключение из декларации по налогу на добавленную стоимость суммы налоговых вычетов не приводит к автоматическому образованию недоимки на ту же сумму и не может быть квалифицировано в качестве не уплаченного (не полностью уплаченного) в бюджет налога, с суммы которого исчислен штраф, поскольку согласно статье 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисленная с определенной налогоплательщиком налоговой базы.

Таким образом, налоговый орган, не подтвердив право налогоплательщика на налоговые вычеты в сумме 5 000 000 руб., не вправе считать эту сумму недоимкой и начислять на нее штраф по ст. 122 НК РФ и пени.

Согласно уточненному расчету налогоплательщика НДС с реализации составил 2 329 317 руб., а с учетом позиции налогового органа налоговые вычеты должны быть в сумме 2 439 955 руб. (7 439 955 руб. - 5 000 000 руб.) и сумма налога подлежащая к уплате в бюджет должна быть исчислена к уменьшению в размере 110 638 руб. (2 329 317 руб. - 2 439 995 руб.).

Суды первой и апелляционной
инстанции правильно указали, что у налогового органа отсутствовали законные основания для доначисления НДС, пени и штрафа.

Доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 19.12.2007 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2008 по делу N А48-4199/07-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Орловской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.