Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 25.06.2008 по делу N А09-3053/07-29 Неверное определение размера налоговой базы повлекло недостоверное исчисление инспекцией налога, предложенного заявителю к уплате в бюджет, поэтому суд обоснованно признал недействительным ненормативный акт в части доначисления налога на добавленную стоимость в спорной сумме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2008 г. по делу N А09-3053/07-29

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 7 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 28.12.2007 г. по делу N А09-3053/07-29,

установил:

Трубчевское районное потребительское общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ N 7 по Брянской области от 26.04.2007 г. N 97 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 3372665 руб., налога с продаж в сумме 21127 руб., налога на прибыль в сумме 4854 руб. (с учетом уточненных требований).

К участию в дела
в качестве третьего лица привлечено Управление ФНС РФ по Брянской области.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.12.2007 г. заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда в части признания недействительным решения от 26.04.2007 г. N 97 о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 1053183 руб. отменить как принятое с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС РФ N 7 по Брянской области проведена выездная проверка соблюдения налогового законодательства Трубчевским районным потребительским обществом, по результатам которой составлен акт от 23.03.2007 г. N 97 и принято решение от 26.04.2007 г. N 97 о доначислении налогов, пени и применении налоговых санкций.

Не согласившись частично с решением налогового органа, Трубчевское районное потребительское общество обратилось с заявлением в суд.

Из оспариваемого решения видно, что в ходе проведения выездной проверки инспекция пришла к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком в 2003 г. - 2006 г. системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по объектам торговли - торговым комплексам “Универмаг “Деснянка“ и “Промтовары“ вместо общей системы налогообложения, что послужило основанием для доначисления налога на добавленную стоимость.

Кроме того, инспекция указывает, что у налогоплательщика отсутствует раздельный учет по деятельности, в отношении которой применяется общая система налогообложения, и деятельности, в отношении которой подлежит применению система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

В соответствии с п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ налоговая база
при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Согласно п. 1 ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Пунктом 4 статьи 166 НК РФ предусмотрено, что общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду (с 01.01.2006 г. - момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 настоящего Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду), с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам (п. 7 ст. 166 НК РФ).

Судом установлено, что плательщик, полагавший, что правомерно применяет специальный налоговый режим при осуществлении розничной торговли по указанным торговым объектам, не представил в ходе проверки документов по ведению раздельного учета, не учитывал и не выделял сумму НДС по поступившим товарам на
остаток нереализованных товаров.

Так как обществом не были представлены документы по ведению раздельного учета по деятельности, в отношении которой применяется общая система налогообложения, и деятельности, в отношении которой подлежит применению система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, налоговый орган в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 31, п. 7 ст. 166 НК РФ был вправе исчислить сумму НДС, подлежащую уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Правом исчисления суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, на основании указанных норм, инспекция не воспользовалась.

Из материалов дела усматривается, что в ходе выездной проверки налоговый орган в целях определения налоговой базы определил сумму реализации как сумму выручки (дохода по ККТ), при этом при расчете размера налоговой базы налог на добавленную стоимость, уплаченный ранее поставщиками, в соответствии со ст. 154 НК РФ из суммы реализации не исключался, и налоговая база определена инспекцией как стоимость реализованных товаров с учетом наценки и сумм налога по поступившим товарам.

При этом инспекция определила размер подлежащего уплате налога на добавленную стоимость без учета требований ст. 171, ст. 172 НК РФ.

Поскольку налоговый орган определил налоговую базу и исчислил налог на добавленную стоимость без учета вышеуказанных норм, что им не оспаривается, суд пришел к правильному выводу, что неверное определение размера налоговой базы повлекло недостоверное исчисление инспекцией налога, предложенного заявителю к уплате в бюджет, поэтому обоснованно признал недействительным ненормативный акт в части доначисления налога на добавленную стоимость в спорной сумме.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не
подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 28.12.2007 г. по делу N А09-3053/07-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.