Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 18.06.2008 по делу N А64-7162/07-15 Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, установленный частью первой статьи 4.2 КоАП РФ, не является исчерпывающим, что позволяет административным органам признавать в качестве таковых любые факты, прямо не указанные в законе, но так или иначе связанные с необходимостью полной реализации всех принципов юридической ответственности (часть вторая статьи 4.2 КоАП РФ).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2008 г. по делу N А64-7162/07-15

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Тамбовагропромснаб“ на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.01.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2008 по делу N А64-7162/07-15,

установил:

Открытое акционерное общество “Тамбовагропромснаб“ (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального управления по Центральному федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Управление) от 05.12.2007 N 07-07/228/171П в части назначения административного наказания.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.01.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2008 решение
суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судом установлено следующее.

Управлением в период с 20.11.2007 по 22.11.2007 проведена выездная проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе проверки выявлено нарушение

- пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“, которое выразилось в том, что на момент проверки обществом не были разработаны, утверждены руководителем и не согласованы в установленном порядке в Росфинмониторинге правила внутреннего контроля и программы его осуществления, не назначено специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;

- подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“, которое выразилось в том, что общество не представляло в Росфинмониторинг сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 22.11.2007 N 07-07/228П.

Постановлением Управления от 05.12.2007 N 07-07/228/171П Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 160 000 руб.

Не оспаривая обстоятельств правонарушения и вины в его совершении, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что размер санкции за допущенное правонарушения назначен без учета смягчающих обстоятельств дела.

При рассмотрении настоящего дела, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.

Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность
за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как видно из материалов дела, факт неисполнения Обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю документально подтвержден и не оспаривается организацией.

Согласно части первой статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть третья статьи 4.1 КоАП РФ).

Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, установленный частью первой статьи 4.2 КоАП РФ, не является исчерпывающим, что позволяет административным органам признавать в качестве таковых любые факты, прямо не указанные в законе, но так или иначе связанные с необходимостью полной реализации всех принципов юридической ответственности (часть вторая статьи 4.2 КоАП РФ).

Как следует из разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенного в пункте 19 Постановления от 02.06.2004 года N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, при рассмотрении заявления об оспаривании постановления
административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при назначении наказания административным органом учтено в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность правонарушителя то, что к моменту рассмотрения дела привлекаемым к ответственности лицом устранены нарушения в части организации внутреннего контроля, в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также то, что указанное правонарушение совершено обществом впервые.

Учитывая указанные обстоятельства административный орган назначил Обществу штраф в размере менее одной трети от максимально возможной суммы штрафа, предусмотренной санкцией статьи 15.27 КоАП РФ.

Оснований считать примененную в отношении организации меру ответственности несоразмерной допущенному нарушению не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.01.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2008 по делу N А64-7162/07-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.