Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 10.06.2008 по делу N А09-7800/07-24 Предприниматель вправе воспользоваться гарантиями, установленными ст. 9 Закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, и уплачивать в течение первых четырех лет налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его государственной регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июня 2008 г. по делу N А09-7800/07-24

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Исаева В.В. на решение Арбитражного суда Брянской области от 31.01.2008 по делу N А09-7800/07-24,

установил:

индивидуальный предприниматель Исаев Владимир Васильевич (далее - Предприниматель, Исаев В.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Брянской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 15.08.2007 г. N 1976 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 31.01.2008 г. заявление Исаева В.В. удовлетворено
частично. Оспариваемый ненормативный акт налогового органа признан недействительным в части доначисления Предпринимателю 138000 руб. налога на игорный бизнес. В остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялась.

Налогоплательщик обратился с кассационной жалобой на состоявшийся по делу судебный акт, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит отменить решение суда.

По мнению заявителя жалобы, судом необоснованно не применены к спорным правоотношениям положения абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 г. “О государственной поддержке малого предпринимательства“.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемое решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленной Предпринимателем 28.03.2007 г. уточненной декларации по налогу на игорный бизнес за август 2006 г., в которой налог, подлежащий уплате в бюджет за 24 игровых автомата, исчислен исходя из ставки налога 1500 руб.

Поскольку Законом Брянской области N 52-З от 08.10.2003 г. (в редакции Закона Брянской области N 14-З от 30.03.2005 г.) ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат в 2006 году была установлена на территории области в размере 7500 руб. и Предприниматель уплатил налог исходя из этой ставки, налоговый орган по результатам проверки уточненной декларации принял решение N 1976 от 15.08.2007 г. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислив Исаеву В.В. 138000 руб. налога.

Налогоплательщик обжаловал указанное решение в Управление ФНС России по Брянской области (далее - Управление).

По результатам рассмотрения жалобы Управлением принято
решение от 10.12.2007 г., в соответствии с которым решение Инспекции изменено и резолютивная часть изложена в следующей редакции: отказать в привлечении Исаева В.В. к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 109 НК РФ (п. 1 решения); признать необоснованным произведенное налогоплательщиком уменьшение налога на игорный бизнес в сумме 138000 руб. (п. 2 решения).

Исаев В.В., полагая, что решение Инспекции N 1976 от 15.08.2007 г. не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, Федеральному закону N 88-ФЗ от 14.06.1995 г., нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Оценивая фактические обстоятельства спора, суд исходил из того, что в отношении объектов игорного бизнеса, приобретенных и зарегистрированных налогоплательщиками после 01.01.2005 г., льгота, предоставляемая субъектам малого предпринимательства ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 г., не действует, поэтому должны применяться ставки налога, установленные региональным законодательством на момент регистрации таких объектов, и, следовательно, вывод Инспекции о занижении Предпринимателем суммы налога к уплате, отраженной в уточненной декларации, является верным.

При этом, частично удовлетворяя заявленные Исаевым В.В. требования, суд исходил из неправомерности решения Инспекции в части возложения на налогоплательщика обязанности по уплате налога при отсутствии недоимки по нему.

Кассационная инстанция не может согласиться с решением суда по следующим основаниям.

Как установлено судом, Исаев В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.08.2002 г., о чем администрацией г. Брянска выдано свидетельство N 59314, прошел перерегистрацию в МИМНС РФ N 10 по Брянской области, что подтверждается свидетельством от 27.02.2004 г. серия 32 N 000678636.

В спорный период Предприниматель осуществлял деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений и в силу
ст. 365 НК РФ являлся плательщиком налога на игорный бизнес.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 г. “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 88-ФЗ) в случае, если в результате изменения налогового законодательства будут созданы менее благоприятные условия для субъекта малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях N 111-О от 01.07.1999 г., N 277-О от 05.06.2003 г., N 445-О от 04.12.2003 г., Постановлении N 11-П от 19.06.2003 г., следует, что ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 г. направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.

В силу ст. 17 НК РФ ставка налога является одним из элементов налогообложения, поэтому ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет работы субъекта налоговых правоотношений ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности.

Таким образом, Предприниматель вправе воспользоваться гарантиями, установленными ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ, и уплачивать в течение первых четырех лет своей деятельности налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его государственной регистрации.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 17177/07 от 15.04.2008 г.

Признание статьи
9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 г. утратившей силу с 01.01.2005 г. (п. 25 ст. 156 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г.), не влияет на право налогоплательщика использовать установленные гарантии в пределах предусмотренного законом срока.

Учитывая изложенное, применение положений ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 г. не может быть поставлено в зависимость от даты установки и регистрации объектов игорного бизнеса в налоговом органе, в связи с чем, выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, основаны на неверном применении норм материального права, что в силу ст. 288 АПК РФ является основанием для его отмены.

Кроме того, согласно положениям ст. 101.2 НК РФ вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган, при условии, что оно не обжаловалось в апелляционном порядке (пункт 3).

Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном ст. ст. 139 - 141 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

В ходе рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом дается оценка законности решению Инспекции, т.е. проверяется не только правильность применения норм права, но и обоснованность выводов, указанных в решении.

До принятия решения по существу спора у суда имелись сведения,
о том, что обжалуемое решение Инспекции изменено вышестоящим налоговым органом - Управлением ФНС по Брянской области. Ряд положений ненормативного акта в административном порядке Управлением признаны необоснованными, в том числе положения, возлагающие обязанность на Предпринимателя уплатить налог.

При таких обстоятельствах суду надлежало дать оценку решению Инспекции с учетом внесенных изменений Управлением, т.к. дополнительного основания для признания недействительным ненормативного акта в судебном порядке не требуется в случае наличия таких выводов в ненормативном акте вышестоящего налогового органа.

Ссылка суда на п. 18 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ N 99 от 22.12.2005 при данных обстоятельствах неправомерна, т.к. в разъяснениях, содержащихся в п. 18 нет оценки обстоятельствам отмены ненормативного акта вышестоящим административным органом в предусмотренном порядке на основании рассмотрения жалобы лица.

Анализ положений рассматриваемых правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в случае изменения вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего налогового органа, именно последнее, с учетом внесенных изменений, будет являться юридическим актом, порождающим права и обязанности налогоплательщика и налогового органа.

В связи с этим, в рамках настоящего спора предметом обжалования Предпринимателя следует рассматривать решение Инспекции N 1976 от 15.08.2007 г. с учетом изменений, внесенных решением Управления от 10.12.2007 г. Данные изменения судом при рассмотрении спора учтены не были.

Поскольку судом неправильно истолкованы нормы законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства, и его выводы основаны на неполном исследовании всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для его правильного разрешения, решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду необходимо установить фактические обстоятельства, относящиеся к предмету спора, дать оценку доводам сторон, и, правильно применив нормы действующего законодательства,
вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 и 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 31.01.2008 г. по делу N А09-7800/07-24 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.