Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 29.05.2008 по делу N А54-2958/2007С5 В силу п. 2 ст. 1057 ГК РФ публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2008 г. по делу N А54-2958/2007С5

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ООО “Медицинская страховая компания “ОКА“ на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.07 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.08 по делу N А54-2958/2007С5,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Медицинская страховая компания “ОКА“ (далее - ООО “МСК ОКА“) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Рязанской области от 17.04.07 N 154-р. По данному заявлению арбитражным судом возбуждено дело N А54-2958/2007С5.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 06.08.07 по ходатайству ответчика судом к участию в деле в качестве
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области.

Одновременно в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Рязанской области от 17.04.07 N 154-р и об обязании Управления здравоохранения Рязанской области заключить государственный контракт на закупку услуг медицинского страхования неработающего населения Рязанской области обратилось общество с ограниченной ответственностью “Страховая медицинская компания “РЕСО-МЕД“ (далее - ООО “СМК РЕСО-МЕД“). По данному заявлению арбитражным судом возбуждено дело N А54-2963/2007С5.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 06.08.07 по делу N А54-2963/2007С5 судом по собственной инициативе к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО “Газпроммедстрах“, ОАО “Росно МС“, ЗАО “МАКС-М“, ООО “МСК ОКА“, по ходатайству ответчика - Управление государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области, по ходатайству третьих лиц - Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 05.10.07 по делу N А54-2963/2007С5 требование ООО “СМК РЕСО-МЕД“ об обязании Управления здравоохранения Рязанской области заключить государственный контракт на закупку услуг медицинского страхования неработающего населения Рязанской области было выделено в отдельное производство под N А54-4595/2007С5.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 07.11.07 дело N А54-2963/2007С5 объединено в одно производство с делом N А54-2958/2007С5, объединенному делу присвоен N А54-2958/2007С5.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.07 по делу N А54-2958/2007С5 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.08 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ООО “МСК ОКА“ просит отменить принятые по делу N А54-2958/2007С5 решение от 23.11.07 и постановление апелляционной инстанции от 24.03.08
в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей ООО “МСК ОКА“, Правительства Рязанской области и Управления здравоохранения Рязанской области, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как видно из материалов дела, постановлением губернатора Рязанской области от 11.06.04 N 317-пг создана постоянно действующая Центральная конкурсная комиссия Рязанской области по размещению заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд Рязанской области и утвержден ее состав.

Постановлением Правительства Рязанской области от 07.10.04 N 107 “Об организационных мерах по оптимизации обязательного медицинского страхования неработающего населения Рязанской области“ на Управление здравоохранения Рязанской области возложены функции государственного заказчика на поставку услуг обязательного медицинского страхования неработающего населения Рязанской области, осуществляемого за счет средств областного бюджета.

16 декабря 2004 года в газете “Рязанские ведомости“ Центральной конкурсной комиссией Рязанской области было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по отбору страховых медицинских организаций для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Рязанской области.

К участию в конкурсе, который состоялся 04.05.05, допущены пять страховых организаций, представивших заявки на участие: ООО “МСК ОКА“, ОАО “Газпроммедстрах“, ОАО “РОСНО-МС“, ООО “СМК “РЕСО-МЕД“, ЗАО “МАКС-М“.

Результаты конкурса отражены в протоколе от 04.05.05 N 36-УЗО, согласно которому отклонены все конкурсные заявки участников, конкурс признан состоявшимся, а победитель неопределенным, даны поручения Управлению здравоохранения Рязанской области внести изменения в конкурсную документацию, предусмотрев требование о присоединении ГСМО “Полимед“ к страховой организации, выигравшей конкурс, и после необходимых согласований объявить новый конкурс.

4 августа 2005 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области на основании заявления ООО “СМК “РЕСО-МЕД“ было принято решение о
выдаче Центральной конкурсной комиссии Рязанской области предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, выразившихся в ограничении доступа финансовых организаций на рынок финансовых услуг путем неправомерного отклонения заявок открытого конкурса, в соответствии с которым Центральная конкурсная комиссия обязана в месячный срок пересмотреть свое решение от 04.05.05 и подвести итоги открытого конкурса по отбору страховых медицинских организаций для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Рязанской области, объявленного 16.12.04, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и утвержденной конкурсной документацией.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 14.12.05 по делу N А54-5834/2007С3, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.04.06, решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области признаны обоснованными.

В связи с тем, что с 01.01.06 вступил в законную силу Федеральный закон от 21.07.05 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, Правительством Рязанской области принято Постановление от 12.04.06 N 86, которым создана Единая конкурсная (аукционная) комиссия по размещению заказов для государственных заказчиков Рязанской области и утвержден ее состав, а также признано утратившим силу Постановление Губернатора Рязанской области от 11.06.04 N 317-пг “О совершенствовании порядка организации закупок товаров (работ и услуг) для государственных нужд Рязанской области“, которым была создана постоянно действующая Центральная конкурсная комиссия Рязанской области.

Указанное постановление опубликовано в газете “Рязанские ведомости“ от 20.04.06 N 86-87.

31 июля 2006 года Центральная конкурсная комиссия Рязанской области, рассмотрев предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 04.08.05 N 60/2005-Ф, а также представление прокуратуры Рязанской области от 27.07.05 N 7/21-514-05, решение Арбитражного суда Рязанской области
от 14.12.05 по делу N А54-5834/2005, Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.04.06 по делу N А54-5834/2005С3, решила отменить ранее принятое решение (протокол от 04.05.05) и осуществить анализ, сопоставление конкурсных заявок участников конкурса, чьи конкурсные заявки были приняты к рассмотрению (ООО “МСК ОКА“, ОАО “Газпроммедстрах“, ОАО “РОСНО-МС“, ООО “СМК “РЕСО-МЕД“, ЗАО “МАКС-М“).

Согласно протоколу Центральной конкурсной комиссии Рязанской области от 31.07.06 N 36-УЗО по пересмотру ранее принятого решения (протокол от 04.05.05) по подведению итогов открытого конкурса победителями конкурса признаны пять организаций: ООО “МСК ОКА“, ОАО “Газпроммедстрах“, ОАО “РОСНО-МС“, ООО “СМК “РЕСО-МЕД“, ЗАО “МАКС-М“, на Управление здравоохранения Рязанской области возложена обязанность заключить государственные контракты в течение 20 дней.

Распоряжением Правительства Рязанской области от 17.04.07 N 154-р отменено решение Центральной конкурсной комиссии Рязанской области в виде протокола от 31.07.06 N 36-УЗО по пересмотру ранее принятого решения по подведению итогов открытого конкурса, а также дано указание Управлению здравоохранения Рязанской области и Управлению государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области подготовить и провести конкурс на размещение заказа на оказание услуг обязательного медицинского страхования неработающего населения Рязанской области, осуществляемого за счет средств областного бюджета.

Во исполнение указанного распоряжения 19.05.07 в газете “Рязанские ведомости“ было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по размещению заказа на оказание услуг обязательного медицинского страхования неработающего населения Рязанской области.

Данный конкурс состоялся 11.07.07, Единой конкурсной комиссией принято решение о признании победителями конкурса двух организаций: ОАО “РОСНО-МС“ и ЗАО “КапиталЪ Медицинское страхование“, что отражено в протоколе N 7.190507.368-0 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.

23 июля 2007 года Управлением здравоохранения Рязанской области заключены
государственные контракты обязательного медицинского страхования неработающего населения Рязанской области N 4/190507.368-0-130, N 7/90507.368-0-131 с ОАО “РОСНО-МС“ и ЗАО “КапиталЪ Медицинское страхование“.

ООО “МСК ОКА“ и ООО “СМК “РЕСО-МЕД“, полагая, что распоряжение Правительства Рязанской области от 17.04.07 N 154-р не соответствует действующему законодательству, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку лишает права на заключение государственных контрактов, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) могут быть признаны незаконными (недействительными) только при наличии одновременно двух условий, а именно, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ (далее - Закон от 23.06.99 N 117-ФЗ) перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса.

Пунктом 1 ст. 14 Закона от
23.06.99 N 117-ФЗ предусмотрено, что порядок проведения открытого конкурса в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления устанавливается по согласованию с федеральным антимонопольным органом.

В силу п. 2 ст. 1057 ГК РФ публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

Анализируя требования указанных норм, а также исходя из содержания ст. 447 ГК РФ, суд сделал правильный вывод о том, что единственной целью проведения конкурса на размещение заказа на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд является выявление победителя - одного из участников конкурса, предложившего наилучшие условия договора для заказчика.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предметом конкурса, проводимого в 2005 году, являлся отбор страховых медицинских организаций для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Рязанской области, в связи с чем каждый участник обязан был дать свое предложение по указанному предмету в целом, и в случае наличия лучших предложений - в целом проиграть конкурс. Пересмотр результатов конкурса ни конкурсной документацией (п. 16.2), ни ранее действовавшим законодательством не предусматривался. Из оформленного протоколом заседания Центральной конкурсной комиссии от 31.07.06 N 36-УЗО решения, отмененного оспариваемым ненормативным правовым актом следует, что оно принято формально, без сопоставления конкурсных заявок и определения победителя, а также проигравших участников, поскольку все участники конкурса признаны победителями. Протокол от 31.07.06 N 36-УЗО, составлен от имени Центральной конкурсной комиссии Рязанской области, которая фактически ликвидирована постановлением Правительства Рязанской области от 12.04.06 N 86.

При указанных обстоятельствах принятое решение, изложенное в протоколе от 31.07.06 N 36-УЗО,
нельзя признать подведением результатов конкурса и применять к данным правоотношениям положения ч. 1 ст. 449 ГК РФ.

Поскольку действия Центральной конкурсной комиссии, выразившиеся в непроведении реальной оценки и сопоставления конкурсных заявок, произвольном присвоении звания победителей всем участникам конкурса, противоречат требованиям ст. 447 ГК РФ и статей 13, 14 Закона от 23.06.99 N 117-ФЗ и свидетельствуют о недостижении цели конкурса, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое распоряжение Правительства Рязанской области, которым указанное решение комиссии было отменено, принято в соответствии с требованиями закона, поскольку направлено на соблюдение баланса публичных и общественных интересов, эффективного расходования бюджетных средств, достижение цели проведения конкурса на размещение заказа для государственных нужд (выявление лучшего поставщика услуг медицинского страхования).

Ссылка заявителя жалобы на нарушение оспариваемым распоряжением его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, права на заключение контракта на оказание услуг обязательного медицинского страхования неработающего населения Рязанской области не может быть принята во внимание ввиду следующего.

Целью проведения конкурса является выявление его победителя, способного предложить наилучшие условия для размещения заказа.

Информационное сообщение, публикуемое заказчиком при организации конкурса, содержит предмет и условия контракта, обязательные для заказчика. Конкретные условия предстоящего контракта содержатся в предложениях, исходящих от участников конкурса и представленных в их заявках на участие, по результатам рассмотрения и оценки которых комиссия, организовавшая конкурс, и определяет его победителя - лучшего поставщика услуг.

Таким образом, само по себе информационное сообщение, опубликованное комиссией при организации конкурса, не может считаться офертой по отношению к договору, который предполагается заключить путем проведения торгов, готовностью заказчика заключить такой договор с каждым из участников, представивших заявки, в связи
с чем выявление победителя конкурса, которому и предоставляется право на заключение контракта, соответствует цели его проведения и не может нарушать права и законные интересы иных участников конкурса, чьи условия оказались для заказчика менее выгодными.

Судом апелляционной инстанции с учетом требований статей 63, 64 Федерального закона от 21.07.05 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, правомерно указано на то, что оспариваемое распоряжение касается правоотношений по вопросу размещения заказа, извещение о проведении которого опубликовано 16.12.04, т.е. до 01.01.06, в связи с чем нормы Закона N 94-ФЗ на них не распространяются.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.01.07 по делу N А54-3758/2006С21 с момента опубликования постановления Правительства Рязанской области от 12.04.06 N 86 в газете “Рязанские ведомости“ от 20.04.06 N 86 - 87 Центральная конкурсная комиссия Рязанской области по размещению заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд Рязанской области упразднена, в связи с чем не могут быть приняты во внимание доводы о правомочности Центральной конкурсной комиссии подводить итоги конкурса, объявленного до вступления в силу Закона от 21.07.05 N 94-ФЗ.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.07 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.08 по делу N А54-2958/2007С5 оставить
без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.