Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 26.02.2008 по делу N А35-3705/07-С9 Заявление о признании незаконными действий управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по вменению в обязанность получения лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов удовлетворено, поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие об осуществлении истцом лицензируемых видов деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2008 г. по делу N А35-3705/07-С9

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу НОУ ВПО “Региональный открытый социальный институт“ на решение Арбитражного суда Курской области от 05.10.2007 по делу N А35-3705/07-С9

установил:

НОУ ВПО “Региональный открытый социальный институт“ (далее - Учреждение) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными действий Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области (далее - Управление) по вменению в обязанность получения лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Решением суда от 05.10.2007 в удовлетворении требования заявителя отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Учреждение просит вынесенное по делу решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене.

Как видно из материалов дела, в процессе деятельности заявителя образуются отходы, проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов от 26.07.2006 N 149 согласован Учреждением с органом Ростехнадзора, лимиты на размещение отходов от 20.09.2006 утверждены в установленном законом порядке. Срок действия проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов истек 01.01.2007.

В начале 2007 года НОУ ВПО “Региональный открытый социальный институт“ направило заявку на утверждение лимитов на размещение отходов производства и потребления на 2007 год в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области. В предоставлении лимитов Управлением было устно отказано в связи с тем, что у Учреждения отсутствует соответствующая лицензия.

9 марта 2007 года НОУ ВПО “Региональный открытый социальный институт“ направило в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области письмо за N 129, в котором указало, что деятельность по обращению с опасными отходами не является основной деятельностью НОУ ВПО “Региональный открытый социальный институт“ и учреждение не занимается транспортировкой, использованием и утилизацией отходов.

22 марта 2007 Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области письмом за N 908 разъяснило НОУ ВПО “Региональный открытый социальный институт“ положения ст. 30 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ от 10.01.2002 N 7-ФЗ, ст. 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ, в соответствии
с которыми деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.

Посчитав действия Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области не соответствующими требованиям закона и ущемляющими права Учреждения, поскольку фактически направлены на вменение последнему в обязанность получить лицензию на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, Учреждение обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд исходил из того, что поскольку в процессе деятельности Учреждения происходит образование отходов, которые в течение определенного времени изымаются с мест или объектов их образования и в дальнейшем перемещаются в места их накопления, то НОУ ВПО “Региональный открытый социальный институт“ необходимо получение лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, размещению опасных отходов.

Между тем, решение суда от 05.10.2007 подлежит отмене в связи со следующим.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, и размещение отходов производства и потребления.

Платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

Указанные платежи носят публично-правовой характер и являются обязательными.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“, а не от 28.01.1992.

Постановлением Правительства
РФ от 28.01.1992 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ установлен порядок определения платы и ее предельные размеры.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 3, 4 Постановления Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 “О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“ лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами,
за исключением обращения с радиоактивными отходами (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, юридические лица), на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

В силу вышеизложенных требований закона и с учетом характера деятельности, связанной с обращением с отходами, НОУ ВПО “РОСИ“ направило в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области заявку на оформление лимитов на размещение отходов производства и потребления на 2007 год.

Как следует из материалов дела, Управлением отказано в утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

По мнению последнего, деятельность, связанная с размещением отходов производства и потребления, подлежит обязательному лицензированию.

Отсутствие у НОУ ВПО “Региональный отраслевой социальный институт“ лицензии на указанный вид деятельности, послужило основанием для отказа утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Действия Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области в этой части являются незаконными в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Основные понятия перечисленных видов деятельности даны в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“.

В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие об осуществлении НОУ ВПО “Региональный отраслевой социальный институт“ вышеперечисленных лицензируемых видов деятельности. Управлением подобных доказательств также представлено не было.

Выводы суда первой инстанции об отнесении хозяйственной деятельности заявителя,
связанной с обращением с опасными отходами, к лицензируемому виду деятельности являются ошибочными.

Как следует из материалов дела, в процессе осуществления НОУ ВПО “Региональный отраслевой социальный институт“ хозяйственной деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, Учреждение временно накапливает опасные отходы для последующего их вывоза специализированной организацией на оборудованные полигоны.

В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Терминология и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст), под сбором отходов следует понимать деятельность, связанную с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

Учитывая требования ст. 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“, ст. 1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“, положений ГОСТа 30772-2001 “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Терминология и определения“, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что сбор опасных отходов как лицензируемый вид деятельности будет иметь место в том случае, если хозяйствующий субъект осуществляет его как самостоятельный вид деятельности с целью получения доходов от этой деятельности, либо в случае осуществления деятельности, связанной со сбором и хранением опасных отходов, в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Как следует из материалов дела, НОУ ВПО “Региональный отраслевой социальный институт“ в соответствии с учредительными документами осуществляет образовательную деятельность в области высшего, среднего, начального профессионального образования, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Деятельность, связанную со сбором и хранением опасных отходов, подлежащую лицензированию, заявитель не осуществляет, а поэтому отказ Управления в утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является незаконным.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289
АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 05.10.2007 по делу N А35-3705/07-С9 отменить.

Признать незаконными действия Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области по вменению в обязанность НОУ ВПО “Региональный открытый социальный институт“ получение лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.