Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 29.01.2008 по делу N А09-1486/07-30 Обязанность предприятия представить с заявлением об аккредитации заверенную в установленном порядке копию бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления, выполнена надлежащим образом, а ссылка управления на необходимость представить баланс за 2006 год на день подачи заявления неправомерна. При таких обстоятельствах, поскольку предприятием к заявлению об аккредитации представлены все необходимые документы, требования судом удовлетворены правомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2008 г. по делу N А09-1486/07-30

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.05.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 по делу N А09-1486/07-30,

установил:

Областное государственное унитарное предприятие “Орловский центр “Недвижимость“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства об отказе в аккредитации, оформленного протоколом от 16.02.2007 N 14, а также об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов
недвижимости по Брянской области (далее - Управление) принять решение об аккредитации Предприятия на основании представленных документов в течение 5-ти рабочих дней.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.05.2007 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, установлено следующее.

Предприятие обратилось в Управление с заявлением от 22.01.2007 N 1 о выдаче свидетельства об аккредитации организаций технической инвентаризации с приложением необходимых для этого документов.

По результатам рассмотрения заявления на заседании Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по Брянской области, оформленным протоколом 16.02.2007 N 14 отказано в аккредитации в связи с несоответствием Предприятия установленным требованиям и не представления необходимых документов и информации.

Вышеуказанные протокол утвержден приказом Управления от 19.02.2007 N 15-П.

Уведомлением от 21.02.2007 N 235 Управление сообщило Предприятию о принятом решении.

Не согласившись с вышеуказанным решением, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.

Порядок проведения аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства определяется Положением об аккредитации федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 05.04.2005 N 70 (далее - Положение).

Для получения аккредитации организация (далее - заявитель) направляет в территориальный орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации по месту своего нахождения заявление об аккредитации, к которому прилагаются документы, предусмотренные п. 3.2. Положения.

Решение об аккредитации может быть принято Комиссией по
аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации (далее - Комиссия), состав которой утверждается приказом территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации - п. 3.3 Положения.

В соответствии с пунктом 3.9 Положения об аккредитации Комиссия отказывает заявителю в аккредитации в случаях: несоответствия заявителя требованиям настоящего Положения, предъявляемым для его аккредитации; непредставления документов или информации, предусмотренной настоящим Положением и необходимой для принятия решения об аккредитации в соответствии с настоящим Положением; наличия недостоверных или искаженных данных в документах, представленных заявителем.

Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации заявителя утверждается приказом территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации - п. 3.10 Положения.

Как видно из материалов дела, основанием для отказа в аккредитации, фактически послужило то, что в справке о ведении архива учетно-технической документации отсутствуют сведения, характеризующие материально-технические возможности Брянского филиала Предприятия, позволяющие обеспечить соблюдение требований по подготовке и хранению архива учетно-технической документации. Кроме того, заявление об аккредитации подано 22.01.2007, а копия бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2006 заверенная в установленном порядке не представлена

При этом к справке о ведении (описи) архива Предприятием приложено заключение Государственного архива Брянской области, согласно которому у Предприятия имеются материально-технические возможности для ведения архивной деятельности, а предусмотренное в качестве архива помещение соответствует всем требованиям Основных правил работы архивов организаций.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, архивы БТИ в соответствии с п. 14 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, находятся в пользовании субъектов Российской Федерации и хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном
архиве Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике. В пункте 15 названного Положения определено, что порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Между тем, в настоящее время порядок доступа и выдачи информации из архива органом исполнительной власти субъекта не разработан.

Однако данный порядок разработан непосредственно Предприятием для руководства в своей деятельности и утвержден приказом директора филиала ОГУП ОЦ “Недвижимость“ от 26.05.2006 N 18-п.

Учитывая данные обстоятельства, судебные инстанции правомерно признали необоснованным вывод Управления о том, что в представленных на аккредитацию документах отсутствовали сведения, характеризующие возможности Предприятия, позволяющие обеспечить соблюдение требований по подготовке и хранению архивной учетно-технической документации.

Не соблюдение Предприятием Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением коллегии Росархива от 06.02.2002 не может служить основанием для отказа в аккредитации, поскольку указанные Правила не являются нормативным правовым актом, принятым в установленном порядке.

Также не могли служить основанием для отказа в аккредитации обстоятельства, связанные с непредставлением Предприятий копии бухгалтерского баланса по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления.

На основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 “О бухгалтерском учете“ (далее - Закон N 129) организации, за исключением бюджетных и общественных организаций и их структурных подразделений, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При этом бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций состоит из: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных
нормативными актами; г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; д) пояснительной записки - п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ.

Учитывая данные нормы, судебные инстанции обоснованно указали, что поскольку заявление на аккредитацию подано Предприятием 22.01.2007, то последней отчетной датой предшествующей данному заявлению является 31 декабря 2005 года.

При этом документально подтверждено и Управлением не оспаривается, что к заявлению об аккредитации Предприятием приложен в установленном порядке бухгалтерский баланс за 2005 год, замечаний к которому у Управления не имеется.

Бухгалтерский баланс за 2006 год, вместе с аудиторским заключением представлен Предприятием при рассмотрении настоящего дела в арбитражном суде. Нарушений при ведении финансово-хозяйственной деятельности Предприятием в ходе аудиторской проверки не выявлено.

При наличии сомнений относительно финансово-хозяйственной деятельности Предприятия, Управление не было лишено возможности истребовать у Предприятия промежуточный баланс за 9 месяцев 2006, однако этого сделано не было.

Таким образом, обязанность Предприятия представить с заявлением об аккредитации заверенную в установленном порядке копию бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления, выполнена надлежащим образом, а ссылка Управления на необходимость представить баланс за 2006 год на день подачи заявления неправомерна.

Также необоснованна ссылка Управления на не представление Предприятием документов, подтверждающих исправление выявленных в ходе проверки Брянского филиала Предприятия нарушений, а также актов проверки измерительного оборудования, поскольку обязанность представления таких документов Положением не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, поскольку Предприятием к заявлению об аккредитации представлены все необходимые документы, то требования судом удовлетворены правомерно.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от
16.05.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 по делу N А09-1486/07-30 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.