Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 25.01.2008 по делу N А23-1171/07А-9-57 Доказательств эксплуатации автотранспортных средств с нарушением обязательных требований государственных стандартов в материалах дела не имеется. В этой связи арбитражный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии состава вменяемого обществу административного правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2008 г. по делу N А23-1171/07А-9-57

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 27.06.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 по делу N А23-1171/07А-9-57

установил:

Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела по Калужской области (далее - Территориальный отдел) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении ЗАО “Автоколонна N 1306-1“ (далее - Общество) к административной
ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

Решением суда от 27.06.2007 в удовлетворении требования заявителя отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В кассационной жалобе Территориальный отдел просит вынесенные по делу судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия полагает, что обжалуемые решение и постановление суда изменению или отмене не подлежат.

Как видно из материалов дела, Территориальным отделом в период с 25.04.2007 по 14.05.2007 проведена проверка соблюдения ЗАО “Автоколонна N 1306-1“ обязательных требований государственных стандартов и требований правил обязательного подтверждения соответствия, предъявляемых к автотранспорту на стадии эксплуатации, по месту нахождения автотранспортных средств по адресу: г. Калуга, ул. Грабцевское шоссе, 4Б.

Актом отбора образцов от 25.04.2007 были отобраны автотранспортные средства - автобус ДЕУ ВН 120 и автобус ЛиАЗ-677, которые впоследствии направлены в ФГУ “Тверской центр стандартизации, метрологии и сертификации“ для производства технического осмотра и испытаний.

В ходе проверки был выявлен факт эксплуатации автобусов ДЕУ ВН120 и ЛиАЗ-677, не соответствующих требованиям ГОСТ Р 51709-2001 “Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки“.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 14.05.2007 N 36.

15 мая 2007 года в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 36-Ю, а 16.05.2007 Территориальный отдел направил в арбитражный суд материалы проверки и заявление о привлечении ЗАО “Автоколонна N 1306-1“ к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.

Согласно ч. 6 ст. 205 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

Объективная сторона правонарушения состоит, в том числе, в нарушении обязательных требований государственных стандартов при использовании (эксплуатации) продукции.

Таким образом, для привлечения Общества к административной ответственности административному органу необходимо доказать несоответствие порядка эксплуатации ЗАО “Автоколонна N 1306-1“ автотранспортных средств государственному стандарту, устанавливающему требования к эксплуатации автотранспортных средств.

Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ со дня вступления в силу названного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению
только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В порядке п. 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090), техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по технической эксплуатации, контроль за исполнением которых не входит в компетенцию органов технического регулирования и метрологии.

Требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств определены в ГОСТ Р 51709-2001 “Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки“, согласно которому наличие трещин на ветровых стеклах автотранспортного средства в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается (п. 4.7.2); требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды (ч. 1 ГОСТ Р 51709-2001).

Таким образом, настоящий нормативный документ устанавливает требования к техническому состоянию автотранспортных средств, а не к порядку их эксплуатации.

Ссылок на нарушение Обществом требований иных стандартов административным органом суду не представлено.

Доказательств эксплуатации автотранспортных средств с нарушением обязательных требований государственных стандартов в материалах дела не имеется.

В этой связи суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии состава вменяемого Обществу административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь п.
1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 27.06.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 по делу N А23-1171/07А-9-57 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела по Калужской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.