Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 18.12.2008 N Ф09-9553/08-С6 по делу N А76-4792/2008 В удовлетворении заявления арбитражного управляющего о признании недействительным распоряжения администрации района и обязании возвратить изъятое имущество отказано правомерно, поскольку должник не осуществил государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, то есть данное право у предприятия не возникло, в связи с чем изъятие спорных объектов недвижимости не нарушает прав кредиторов предприятия.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2008 г. N Ф09-9553/08-С6

Дело N А76-4792/2008

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Маликовой Э.М.,

судей Сулейменовой Т.В., Столярова А.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Катав-Ивановское автотранспортное предприятие“ (далее - общество “Катав-Ивановское АТП“) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.07.2008 по делу N А76-4792/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял
участие представитель администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области (далее - администрация) - Семикашева И.Г. (доверенность от 29.04.2008 N 504).

Арбитражный управляющий муниципального унитарного предприятия “Катав-Ивановское автотранспортное предприятие“ Альмухаметов А.А. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации от 06.03.2007 N 88/1-р “О передаче основных средств с баланса муниципального унитарного предприятия “Катав-Ивановское автотранспортное предприятие“, обязании возвратить изъятое имущество, в том числе здание автостанции, здание гаража, асфальтобетон, сигнализацию, стенды диагностики, в хозяйственное ведение должника (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной налоговой службы России по Челябинской области, общество “Катав-Ивановское АТП“, Комитет имущественных отношений администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, муниципальное унитарное предприятие “Катав-Ивановское автотранспортное предприятие“ (далее - предприятие “Катав-Ивановское АТП“), Кузнецов Г.Н.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.07.2008 (судья Ваганова В.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 (судьи Сундарева Г.А., Бояршинова Е.В., Серкова З.Н.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество “Катав-Ивановское АТП“, просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 113 - 115, 294, 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“. При этом заявитель указывает на то, что действующим законодательством не предусмотрена необходимость осуществлять государственную регистрацию договора о закреплении имущества
на праве хозяйственного ведения, а также ссылается на то, что фактически спорное имущество находилось на балансе предприятия с 25.02.1993 г. При таких обстоятельствах заявитель жалобы полагает, что вывод судов об отсутствии доказательств возникновения у предприятия права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, является необоснованным.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждено материалами дела, предприятие “Катав-Ивановское АТП“ создано в феврале 1993 г. в результате реорганизации Катав-Ивановского арендного автотранспортного предприятия“, которому в хозяйственное ведение было передано муниципальное имущество по оценочной стоимости 1 795 500 руб.

В августе 1999 г. предприятие было реорганизовано путем слияния с муниципальным учреждением “Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи“ и созданием нового унитарного предприятия - муниципальное унитарное предприятие “Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи“.

Впоследствии в соответствии с постановлением главы г. Катав-Ивановска от 21.03.2000 N 146 “О реорганизации муниципального унитарного предприятия “Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи“ произведена реорганизация указанного предприятия путем выделения из его состава юридического лица - предприятия “Катав-Ивановское АТП“.

Разделительный баланс, содержащий сведения об имуществе, правах и обязанностях, передаваемых от муниципального унитарного предприятия “Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи“ вновь создаваемому предприятию “Катав-Ивановское АТП“, в материалах дела отсутствует.

Катав-Ивановским Комитетом по управлению имуществом и предприятием “Катав-Ивановское АТП“ 17.02.2003 заключен договор N 1 о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.

По условиям договора Комитет закрепляет за предприятием на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, которое отражено на балансе предприятия по состоянию на 01.01.2003 (п. 1.1 договора). В соответствии с п. 5.7 договора право хозяйственного ведения наступает у предприятия после государственной регистрации этого договора.

Предприятием “Катав-Ивановское АТП“, обществом
“Катав-Ивановское АТП“, обществом с ограниченной ответственностью “Катав-Ивановское пассажирское автохозяйство“ и обществом с ограниченной ответственностью “Катав-Ивановское грузовое автохозяйство“ 19.07.2005 заключен договор простого товарищества N 1, в соответствии с условиями которого вкладом предприятия “Катав-Ивановское АТП“ является имущественное право пользования движимым и недвижимым имуществом, находящимся у него на праве хозяйственного ведения или в безвозмездном пользовании.

Предприятие “Катав-Ивановское АТП“ 01.03.2007 обратилось в Комитет имущественных отношений с просьбой принять на баланс Комитета основные средства, в том числе здание автостанции, здание гаража, здание КПП, земельный участок, оборудование и транспортные средства.

Распоряжением администрации от 06.03.2007 N 88/1-р “О передаче основных средств с баланса муниципального унитарного предприятия “Катав-Ивановское автотранспортное предприятие“ указанному предприятию предписано передать с баланса предприятия в Комитет имущественных отношений администрации Катав-Ивановского муниципального района основные средства: здание автостанции, здание гаража, земельный участок, оборудование по ГО, асфальтобетон, сигнализацию, два стенда диагностики.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 01.06.2007 по делу N А76-5427/2007 в отношении предприятия “Катав-Ивановское АТП“ введена процедура банкротства - наблюдение. Временным управляющим назначен Альмухаметов А.А.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2007 по указанному делу предприятие “Катав-Ивановское АТП“ признано несостоятельным (банкротом). В отношении предприятия открыта процедура конкурсного производства. Обязанности конкурсного управляющего возложены на Альмухаметова А.А.

Арбитражный управляющий, полагая, что собственник имущества должника в шестимесячный срок до даты возбуждения производства по делу о несостоятельности совершил действия, которые привели к значительному сокращению имущества должника, составляющего конкурсную массу, в связи с чем интересам кредиторов нанесен ущерб в сумме 15 015 585 руб. 47 коп., обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации от 06.03.2007 N 88/1-р “О передаче основных средств с
баланса муниципального унитарного предприятия “Катав-Ивановское автотранспортное предприятие“.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего

В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.

Судами при рассмотрении спора установлено, что собственник - муниципальное образование “Катав-Ивановский муниципальный район Челябинской области“, от имени и в интересах которого действовал Комитет имущественных отношений администрации Катав-Ивановского муниципального района, передал имущество предприятию 17.02.2003 на основании договора N 1 о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, то есть после введения в действие закона о государственной регистрации прав и начала деятельности территориального регистрирующего органа. Принимая во внимание указанное обстоятельство, суды пришли к правильному выводу о том, что
право хозяйственного ведения на недвижимое имущество у предприятия могло возникнуть с момента его государственной регистрации.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие осуществление предприятием “Катав-Ивановское АТП“ государственной регистрации права хозяйственного ведения на перечисленные им объекты недвижимого имущества, суды обоснованно признали, что данное право у предприятия не возникло, в связи с чем изъятие спорных объектов недвижимого имущества не нарушает прав кредиторов предприятия.

Вместе с тем суды пришли к выводу о том, что в части изъятия движимого имущества оспариваемое распоряжение администрации противоречит требованиям ст. 235, 236, 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11, 28 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку оспариваемое распоряжение администрации непосредственно затрагивает субъективное право должника, суды пришли к выводу о том, что, заявляя от своего имени требование о признании недействительным акта органа местного самоуправления, арбитражный управляющий вышел за пределы полномочий, предоставленных ему законом.

При таких обстоятельствах суды правомерно признали не подлежащими удовлетворению заявленные требования в полном объеме.

Неправильного применение судами ст. 113 - 115, 294, 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ судом кассационной
инстанции не установлено.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что фактически спорное имущество находилось на балансе предприятия с 25.02.1993 г., в связи с чем у предприятия возникло право хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, не нашел своего подтверждения в материалах дела.

С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.07.2008 по делу N А76-4792/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Катав-Ивановское автотранспортное предприятие“ - без удовлетворения.

Председательствующий

МАЛИКОВА Э.М.

Судьи

СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.

СТОЛЯРОВ А.А.