Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2008 N Ф09-8716/07-С3 по делу N А60-4214/07 Поскольку ставка налога является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения ухудшает положение общества, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, то в силу ст. 9 ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ“ в течение первых 4 лет деятельности общество вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2008 г. N Ф09-8716/07-С3

Дело N А60-4214/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О.Л.,

судей Токмаковой А.Н., Дубровского В.И.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2008 по делу N А60-4214/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью “Фирма Игра“ (далее - общество, налогоплательщик) - Шушерин О.Б. (доверенность от 05.03.2007 б/н);

инспекции - Балакаев А.Д. (доверенность от 24.10.2008 N 04-13/43589).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с
заявлением о признании незаконным отказа налогового органа в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес и об обязании инспекции возвратить излишне уплаченный налог в сумме 1 400 500 руб.

Решением суда от 17.04.2007 (судья Куричев Ю.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2007 (судьи Савельева Н.М., Мещерякова Т.И., Нилогова Т.С.) решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25.10.2007 (судьи Жаворонков Д.В., Гавриленко О.Л., Токмакова А.Н.) судебные акты оставлены без изменения.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2008 N 2138/08 (судьи Мурина О.Л., Наумова О.А., Поповченко А.А.) в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано, при этом суд надзорной инстанции указал на возможность пересмотра обжалуемых судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражным судом Свердловской области удовлетворено ходатайство общества о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, решение суда от 17.04.2007 отменено, дело назначено для рассмотрения по существу.

Решением суда от 10.07.2008 (судья Куричев Ю.А.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 (Савельева Н.М., Ясикова Е.Ю., Мещерякова Т.И.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению инспекции, общество не имеет право пользоваться гарантиями, установленными ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ), поскольку оно начало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс). Кроме того, инспекция считает, что у нее не имелось оснований для определения суммы переплаты и суммы возврата (зачета) налога, поскольку уточненные налоговые декларации налогоплательщиком не были представлены.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 22.10.2003, имеет лицензию от 15.01.2004 N 003666 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений. С февраля 2004 года по ноябрь 2006 года общество уплачивало налог на игорный бизнес по ставкам, определенным на соответствующие периоды Областным законом от 27.11.2003 N 36-ОЗ “Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес“.

Полагая, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ общество должно было уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, установленной на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица, налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес.

Инспекция письмом от 23.01.2007 N 14-15/4499 отказала обществу в возврате налога по причине того, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ утратила силу, а Областным законом от 27.11.2003 N 36-ОЗ “Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес“ не установлено льгот по налогу для субъектов малого предпринимательства.

Считая отказ инспекции незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.

Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что налогоплательщик как субъект малого предпринимательства обладает правом применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица, указанное право гарантировано ему положениями ст. 9
Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ. Суды указали, что факт отсутствия уточненных налоговых деклараций не является основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 1 400 500 руб., поскольку положения ст. 81 Кодекса не обязывают налогоплательщика при излишней уплате налога представлять уточненную налоговую декларацию.

Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют законодательству о налогах и сборах.

На дату государственной регистрации общества в качестве юридического лица ставка налога на игорный бизнес была установлена законом Свердловской области от 24.11.2000 N 32-ОЗ (в редакции Областного закона от 27.02.2003 N 7-ОЗ) и составляла 1500 руб.

Областным законом от 27.11.2003 N 36-ОЗ “Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес“ (в редакциях, действующих в соответствующие налоговые периоды) установлены следующие ставки налога на игорный бизнес: с января по август 2006 года - 6250 руб., с сентября 2006 года - 7500 руб.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому
новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 09.07.2004 N 242-О и постановление этого суда от 19.06.2003 N 11-П).

Из изложенного следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, действовавшей в период государственной регистрации общества в качестве юридического лица, субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение четырех лет их деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации.

Данная позиция нашла свое отражение в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 8617/05 и от 10.04.2007 N 13381/06, от 15.04.2008 N 17177/07.

В связи с тем, что ставка налога согласно ст. 17 Кодекса является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых 4 лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, предприниматель вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации.

Поскольку по состоянию на ноябрь 2006 года не истекли 4 года с даты регистрации общества в качестве юридического лица, а увеличение ставки налога на игорный бизнес создает менее благоприятные условия, общество вправе в указанных периодах применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на дату его государственной регистрации, то есть в размере 1500 руб. за каждый игровой автомат.

Судами верно указано, что факт отсутствия уточненных налоговых деклараций не является основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 1 400 500 руб., поскольку положения ст. 81 Кодекса не
обязывают налогоплательщика при излишней уплате налога представлять уточненную налоговую декларацию. Для установления факта излишней уплаты обществом налога инспекция была вправе провести совместную сверку сумм налога, начисленных и уплаченных налогоплательщиком.

Правильность расчета налогоплательщиком сумм налога проверена судами и налоговым органом не оспорена.

При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.

Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Оснований для переоценки выводов судов не имеется, поскольку в силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2008 по делу N А60-4214/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Председательствующий

ГАВРИЛЕНКО О.Л.

Судьи

ТОКМАКОВА А.Н.

ДУБРОВСКИЙ В.И.