Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 25.11.2008 N Ф09-8744/08-С3 по делу N А76-3220/08 Исходя из смысла ст. 46 Налогового кодекса РФ, в случае пропуска срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне взысканного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2008 г. N Ф09-8744/08-С3

Дело N А76-3220/08

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Глазыриной Т.Ю.,

судей Гавриленко О.Л., Токмаковой А.Н.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.06.2008 по делу N А76-3220/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2008 по тому же делу.

В судебном заседании принял участие представитель инспекции Зуб С.Н. (доверенность от 08.07.2008 N 04-32/13835).

Представитель открытого акционерного общества “Южноуральский молочный завод“ (далее - общество, налогоплательщик), о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенного надлежащим образом
путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явился.

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе возвратить из бюджета излишне взысканные пени в сумме 115 058 руб. 83 коп., и о возврате указанной суммы.

Решением суда от 16.06.2008 (судья Костылев И.В.) требования общества удовлетворены. Признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе возвратить из бюджета излишне взысканные пени в сумме 115 058 руб. 83 коп. Налоговый орган обязан возвратить обществу из бюджета излишне взысканные на основании требования инспекции от 06.04.2006 N 1181 пени в сумме 115 058 руб. 83 коп.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2008 (судьи Степанова М.Г., Тимохин О.Б., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Налоговый орган указывает на отсутствие оснований для возврата излишне взысканных пеней в связи с наличием у налогоплательщика задолженности по налоговым платежам на дату подачи заявления о возврате пени.

Отзыв на кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа обществом не представлен.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.08.2006 по делу N А76-8802/06 признано незаконным требование инспекции от 06.04.2006 N 1181 об уплате пени в сумме 162 255 руб. 17 коп. Суд обязал налоговый орган в
порядке и сроки, установленные ст. 79 Кодекса, возвратить обществу пени в сумме 162 255 руб. 17 коп., излишне взысканные по требованию от 06.04.2006 N 1181.

Общество обратилось в инспекцию с заявлением от 29.11.2007 N 672 о возврате из бюджета сумм пени, излишне взысканных по требованию от 06.04.2006 N 1181 на основании инкассовых поручений от 17.05.2006 N 1619-1629.

В письме от 25.12.2007 N 10-24/36671 налоговый орган сообщил обществу о проведении зачета излишне взысканных пени на сумму 162 255 руб. 17 коп. в счет погашения задолженности по налоговым платежам. Проведение зачета на сумму 47 196 руб. 34 коп. обществом не оспаривается.

Зачеты на сумму 115 058 руб. 83 коп. проведены инспекцией на основании решений от 17.12.2007 N 3035-3039, 3042.

Считая действия инспекции, выразившиеся в отказе возвратить из бюджета пени в сумме 115 058 руб. 83 коп., незаконными, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования общества, суды исходили из того, что у инспекции не имелось оснований для проведения зачета излишне взысканных пеней в сумме 115058 руб. 83 коп. в счет погашения задолженности по налогам, поскольку инспекцией не подтвержден факт соблюдения порядка и сроков принудительного взыскания задолженности, в счет погашения которой произведен зачет. Кроме того, инспекцией не представлено доказательств наличия у общества задолженности по налогам, пеням и сборам.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо взысканных налогов, пени, штрафов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ, а не подпункт 5.

На основании подп. 5
п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

В силу п. 2 ст. 79 Кодекса решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.

Самостоятельный зачет налоговым органом сумм налога, пеней без учета воли налогоплательщика является одной из форм принудительного взыскания налоговых платежей, в связи с чем зачет должен производиться с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных ст. 45, 46 Кодекса.

В силу ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

С момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога, пени. Статьей 46 Кодекса определяются правила принудительного взыскания налога инспекцией во внесудебном порядке.

Согласно п. 3 ст. 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее
двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Исходя из смысла ст. 46 Кодекса в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне взысканного налога.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П, п. 5 и 7 ст. 78 Кодекса не предполагают, что инспекция вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, предусмотренных Кодексом.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество имеет переплату в виде неправомерно взысканных пени в сумме 162 255 руб. 17 коп. Решение о возврате спорных сумм пени налоговым органом не принималось.

Зачет излишне взысканных пени в сумме 115 058 руб. 83 коп. произведен инспекцией в счет погашения недоимки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, со сроком уплаты 30.10.2006, в бюджет субъекта Российской Федерации со сроком уплаты 28.03.2007
и в местный бюджет со сроком уплаты 01.01.2005.

Судами установлено, что из представленных в материалы дела документов, налоговых деклараций по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 года, платежных поручений недоимка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в бюджет субъекта Российской Федерации и в местный бюджет, в счет которой произведены зачеты, у налогоплательщика отсутствовала.

Инспекцией не представлены доказательства наличия у общества на дату проведения зачетов задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому со сроком уплаты 30.10.2006 в федеральный бюджет, 28.03.2007 - в бюджет субъекта Российской Федерации, 01.01.2005 - в местный бюджет.

Инспекцией также не представлены документы, свидетельствующие о соблюдении установленных ст. 46, 47 Кодекса порядка и сроков принудительного досудебного либо судебного взыскания недоимки по налогу на прибыль, в счет которой проведены зачеты.

Поскольку взыскание инспекцией задолженности по налогам (сборам) и пени путем проведения зачета возможно только при условии соблюдения в отношении указанной задолженности требований, предусмотренных ст. 45, 46, 47 Кодекса, и доказательств соблюдения принудительного порядка взыскания недоимки инспекцией в материалы дела не представлено, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у налогоплательщика задолженности по налогу на прибыль, послужившей основанием для отказа в возврате излишне взысканных пени в сумме 115 058 руб. 83 коп. и проведении зачетов на эту сумму.

Доводы инспекции о том, что общество в период с 2001 по 2002 год находилось в процедуре банкротства и задолженность по обязательным платежам включена в реестр требований кредиторов, подлежат отклонению, так как не свидетельствуют о наличии недоимки у налогоплательщика по состоянию на 29.11.2007 - дату подачи заявления о возврате излишне взысканной пени.

При таких обстоятельствах вывод судов
о том, что у инспекции не имелось оснований для отказа в возврате излишне взысканных пени в сумме 115 058 руб. 83 коп., является законным и обоснованным.

Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, о наличии у общества задолженности по налогу на прибыль на момент проведения зачетов и наличии иной задолженности по налогам, пеням и сборам являются бездоказательными и подлежат отклонению.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.06.2008 по делу N А76-3220/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Председательствующий

ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.

Судьи

ГАВРИЛЕНКО О.Л.

ТОКМАКОВА А.Н.