Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 17.11.2008 N Ф09-8493/08-С1 по делу N А50-5005/08 Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным предписания заинтересованного лица об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, суды правомерно исходили из доказанности факта несоблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2008 г. N Ф09-8493/08-С1

Дело N А50-5005/08

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу федерального государственного унитарного предприятия “Пермские авиалинии“ (далее - предприятие “Пермские авиалинии“) на решение Арбитражного суда Пермского края от 01.07.2008 по делу N А50-5005/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 по указанному делу.

В судебном заседании принял участие представитель предприятия “Пермские авиалинии“ - Абсаламов-Айгумовский М.И. (доверенность от 09.04.2008 N 55).

Представители иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации
о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Предприятие “Пермские авиалинии“ обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - комиссия) от 12.03.2008 и соответствующего предписания от 12.03.2008 по делу N 387-07-а.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - закрытое акционерное общество “Авиакомпания “Геликс“ (далее - общество “Авиакомпания “Геликс“), общество с ограниченной ответственностью “Авиапредприятие “Газпромавиа“ (далее - общество “Авиапредприятие “Газпромавиа“), Федеральная аэронавигационная служба (далее также - Росаэронавигация), федеральное государственное унитарное предприятие “Государственная корпорация по организации воздушного движения Российской Федерации“ (далее - предприятие “Госкорпорация по ОрВД“).

Решением суда от 01.07.2008 (судья Щеголихина О.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 (судьи Осипова С.П., Савельева Н.М., Нилогова Т.С.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие “Пермские авиалинии“ просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Административного регламента Федеральной аэронавигационной службы по предоставлению государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной аэронавигационной службы от 14.12.2006 N 100 (далее - Административный регламент), приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 N 110 “Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации“ (далее - приказ Минтранса России N 110).

Как следует из материалов дела, по итогам
рассмотрения жалобы обществ “Авиакомпания “Геликс“ и “Авиапредприятие “Газпромавиа“ на необоснованное установление предприятием “Пермские авиалинии“ высокой цены на аэронавигационное обслуживание, комиссия приняла решение от 12.03.2008, которым признала факт нарушения названным предприятием п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции).

На основании данного решения комиссией в адрес предприятия “Пермские авиалинии“ выдано предписание от 12.03.2008 об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

Считая указанные решение и предписание комиссии незаконными, предприятие “Пермские авиалинии“ обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности факта нарушения указанным предприятием антимонопольного законодательства.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

На основании п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Пунктом 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предприятие “Пермские авиалинии“ занимает доминирующее положение на рынке услуг управления воздушным движением на местных воздушных линиях в границах Пермского края.

Принцип единообразия условий обслуживания воздушного движения установлен ст. 69 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов) на аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов. Регулирование тарифов возложено на Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.

В силу п. 5.4.5 Положения о Федеральной аэронавигационной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2006 N 173 (в ред. от 10.04.2008) Федеральная аэронавигационная служба устанавливает ставки сборов за аэронавигационное обслуживание и распоряжается средствами от указанных сборов.

На основании п. 41 Административного регламента взимание сборов за предоставленные государственные услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации осуществляется на основании соглашений об аэронавигационном обслуживании пользователя воздушного пространства Российской Федерации, заключенных между Федеральной аэронавигационной службой и пользователями воздушного пространства Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международным законодательством.

Согласно приказу Федеральной аэронавигационной службы от 15.12.2006 N 102 “Об установлении ставок сбора за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районах авиационных работ российских пользователей воздушного пространства Российской Федерации“ установлены ставки сбора за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районах авиационных работ российских пользователей воздушного пространства Российской Федерации, в частности, в сумме 14,50 руб. в зоне (районе) аэронавигационного обслуживания филиала “Аэронавигация Урала“
предприятия “Госкорпорация по ОрВД“.

На основании п. 5 Административного регламента предоставление государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации Росаэронавигация осуществляет непосредственно через свои территориальные органы и организации, подведомственные Росаэронавигации.

Из Перечня федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росаэронавигации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 883-р, следует, что предприятие “Пермские авиалинии“ не находится в ведении Росаэронавигации.

Ссылки предприятия “Пермские авиалинии“ на получение им сертификата N АНО.Ц 000015 от 30.11.2006, отсутствие у Росаэронавигации и предприятия “Госкорпорация по ОрВД“ возможности по оказанию услуг аэронавигационного обслуживания в Пермской зоне ответственности, а также на неподведомственность предприятия “Пермские авиалинии“ Росаэронавигации правомерно отклонены судами, так как указанные обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для применения предприятием “Пермские авиалинии“ ранее существовавшего порядка установления размера соответствующих сборов за названные спорные услуги, в противном случае принцип единообразия условий аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов был бы нарушен.

Между тем судами установлено, что между предприятием “Пермские авиалинии“ и обществами “Авиакомпания “Геликс“, “Авиапредприятие “Газпромавиа“ были заключены договоры на аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на местных воздушных линиях от 17.06.2004 и 16.06.2004.

Согласно приложениям к указанным договорам ставка на тонну максимальной взлетной массы воздушного судна на 1 час полета воздушных судов в границах района обслуживания воздушного движения зоны ответственности была установлена в размере 37,5 руб. (для общества “Авиакомпания“ Геликс“) и 42,00 руб. (для общества “Авиапредприятие “Газпромавиа“).

В феврале 2007 года предприятием “Пермские авиалинии“ в адрес указанных обществ были направлены дополнительные соглашения к названным договорам, согласно которым с 26.02.2007 ставка сбора должна была быть увеличена до
103,50 руб.

С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что предприятие “Пермские авиалинии“ не имеет права устанавливать тарифы за аэронавигационное обслуживание

Следовательно, вывод судов о доказанности факта нарушения указанным предприятием антимонопольного законодательства является правомерным.

Довод предприятия “Пермские авиалинии“ о том, что размер сборов за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ должен устанавливаться в соответствии с приказом Минтранса России N 110, был предметом рассмотрения судов обеих инстанций, получил надлежащую правовую оценку и обоснованно ими отклонен, поскольку из Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 (в ред. от 30.03.2006 N 173, от 11.03.2008 N 161, от 30.04.2008 N 325) следует, что в спорный период названное министерство не наделено правом нормативно-правового регулирования вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах правомерен вывод судов о том, что в спорный период полномочия по установлению ставок сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации принадлежали Росаэронавигации.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от
01.07.2008 по делу N А50-5005/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия “Пермские авиалинии“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛУКЬЯНОВ В.А.

Судьи

ВАСИЛЕНКО С.Н.

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.