Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2008 по делу N А64-5105/07-11 Поскольку при вынесении оспариваемого решения налоговым органом не соблюдены требования статей 21.1 и 22 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, нарушены права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд на основании ст. 198 АПК РФ правомерно признал спорное решение недействительным.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2008 г. по делу N А64-5105/07-11

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2008 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС РФ N по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.12.2007 по делу N А64-5105/07-11,

установил:

общество с ограниченной ответственностью П. (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонной ИФНС РФ N по Тамбовской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения N 26 от 22.02.2007 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и обязании восстановить
в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации Общества.

Решением от 13.12.2007 суд удовлетворил заявленные требования.

Не согласившись с указанным судебным актом, Инспекция обратилась в арбитражный с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебное заседание ООО П. не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Судебное заседание проводилось в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие указанного лица.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Межрайонной ИФНС РФ N по Тамбовской области, апелляционная инстанция установила следующее.

07.09.2004 юридическое лицо ООО П. было поставлено на налоговый учет в ИФНС России по Тамбовскому району по месту нахождения, о чем выдано свидетельство N.

17.01.2006 ООО П. на основании заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, было поставлено на учет в ИФНС РФ по г. Тамбову.

22.02.2007 ИФНС России по Тамбовскому району было принято решение N 26 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО П. из Единого государственного реестра юридических лиц.

16.06.07 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об исключении юридического лица, как фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по указанному решению регистрирующего органа.

Посчитав оспариваемое решение незаконным и нарушающим его права и интересы, ссылаясь на то, что представление обществом отчетности в налоговый орган по месту нахождения его обособленного подразделения не может служить основанием для ликвидации юридического лица, ООО П. обратилось
в арбитражный суд за защитой.

Разрешая данный спор по существу, суд правомерно руководствовался следующим.

Пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ установлено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 21.1 названного Закона при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не
принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (п. 4 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).

Согласно пункта 5 Правил ведения государственного реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 “О Едином государственном реестре юридических лиц“ внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании:

документа налогового органа, подтверждающего непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;

документа налогового органа, подтверждающего отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Внесение в государственный реестр записи об исключении юридического лица из государственного реестра осуществляется не ранее 3 месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра в печатном органе, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, при условии непредставления в указанные сроки в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица соответствующего заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра.

Из анализа изложенных положений п. 1 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что из ЕГРЮЛ исключаются юридические лица, фактически прекратившие свою деятельность.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО П. на момент рассмотрения данного спора, осуществляло деятельность, предусмотренную
Уставом, о чем свидетельствует, в том числе договор от 18.02.2006, заключенный в соответствии с постановлением администрации г. Тамбова от 22.02.2006 N 975 “О представлении в аренду ООО П. муниципального нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. А., 181“, с оплатой арендных платежей.

Отчетность предоставлялась ООО П. в инспекцию ФНС России по г. Тамбову, по месту нахождения обособленного подразделения, что подтверждено письмом N 07-27/027361 “О представлении деклараций“, справками от 19.09.07 N 5451 и 84124.

Изложенным подтверждается, что ООО П. не прекращало свою деятельность, следовательно не обладает признаками недействующего юридического лица.

Убедительных доказательств, подтверждающих обратное, Межрайонная ИФНС РФ N по Тамбовской области ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы, в нарушение ст. 65 АПК РФ не представила.

В соответствии с частью первой статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.

При этом действия государственных органов могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя.

Оценив и исследовав доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, в порядке ст. 71 АПК РФ, и установив, что при вынесении оспариваемого решения N 26 от 22.02.2007, Межрайонной ИФНС N
по Тамбовской области не соблюдены требования статей 21.1 и 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, нарушены права и законные интересы ООО П. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, правомерно и обоснованно признал данное решение недействительным и обязал Инспекцию устранить выявленные нарушения.

Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы признаются апелляционной коллегией несостоятельными и отклоняются, поскольку не согласуются с нормами действующего законодательства, представленными материалами дела, и не доказывают законность принятого Межрайонной ИФНС РФ N по Тамбовской области решения N 26 от 22.02.2007.

При этом апелляционный суд учитывает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе фактически повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашедшие свою правовую оценку в обжалуемом судебном акте, которая является правильной.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.12.2007 по делу N А64-5105/07-11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС РФ N 1 по Тамбовской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.