Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 09.10.2008 N Ф09-7183/08-С3 по делу N А76-3427/08 Выводы судов о том, что у общества отсутствует обязанность по уплате земельного налога в отношении земельного участка, ограниченного в обороте, занятого находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, являются правильными, заявление о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, доначислении земельного налога удовлетворено правомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2008 г. N Ф09-7183/08-С3

Дело N А76-3427/08

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гусева О.Г.,

судей Анненковой Г.В., Гавриленко О.Л.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2008 по делу N А76-3427/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители инспекции - Лопандин В.В. (доверенность от 25.04.2008 N 04-50), Акзаметдинов А.С. (доверенность от 05.05.2008 N 04-50-11).

Представители открытого акционерного общества “Магнитогорский металлургический комбинат“ (далее - общество), надлежащим образом
извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 29.12.2007 N 30 о привлечении к налоговой ответственности.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2008 (судья Наконечная О.Г.) заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение инспекции признано недействительным.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 (судьи Степанова М.Г., Кузнецов Ю.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменений.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Инспекция указывает, что земельные участки, занятые инженерными сооружениями пруда-охладителя общества, не относятся к землям, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, следовательно, являются объектом обложения земельным налогом.

Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменений, ссылаясь на следующие обстоятельства. Распоряжением администрации г. Магнитогорска от 05.12.1997 N 2141-Р обществу выделен в пользование земельный участок площадью 598, 843937 га, находящийся под водой пруда-охладителя (Магнитогорское водохранилище на реке Урал) для осуществления водопользования. Согласно п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. В силу п. 2 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране вод применяются, соответственно, водное законодательство и специальные федеральные законы. В соответствии со ст. 9, 10 Водного кодекса Российской Федерации реки и водохранилища на них относятся к поверхностным водным объектам. Согласно ст. 7 Водного
кодекса Российской Федерации поверхностные воды и земли, покрытые или сопряженные с ними (то есть дно и берег), рассматриваются как единый водный объект. Следовательно, дно и берег водохранилища являются его неотъемлемой частью и должны рассматриваться с ним как единое целое. Отношения в области использования водного объекта, финансовые отношения, включая налоговые, возникающие при использовании и охране водных объектов регулируются водным законодательством, то есть Водным кодексом Российской Федерации и соответствующими Федеральными законами (ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации). Обществом на основании лицензии на водопользование серии ЧЕЛ N 00230 в проверяемый период осуществлялось специальное водопользование с применением сооружений, технических средств и устройств: забор и сброс производственных сточных вод на производственные нужды, то есть деятельность, связанная с использованием водного объекта. Обществом, как участником водных правоотношений, уплачивались соответствующие платежи в соответствии с Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами“. Таким образом, по мнению общества, и земельное, и водное законодательство устанавливают, что к использованию водохранилища должно применяться водное законодательство. Поскольку общество является водопользователем Магнитогорского водохранилища, к отношениям по его использованию (как водного объекта) в соответствии с п. 2 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации применяется водное законодательство, что исключает существование земельных правоотношений и, соответственно, отсутствуют основания для уплаты земельного налога за земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами.

Общество ссылается также на то, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А76-10721/2006-54-370 Арбитражного суда Челябинской области установлено, что общество правомерно не исчисляет земельный налог за участки, предоставленные ему на праве
бессрочного (постоянного) пользования на основании государственного акта от 01.09.1997 N ЧБО-33-000595. По мнению общества, обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А76-10721/2006-54-370 Арбитражного суда Челябинской области не подлежат доказыванию вновь и имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленного обществом уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2005 г., по результатам которой на основании акта от 30.11.2007 N 80 принято решение от 29.12.2007 N 30, согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 218 095 руб., ему доначислен земельный налог в сумме 9 521 619 руб., начислены пени в сумме 143 930 руб.

Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод инспекции о том, что общество, являясь пользователем земельного участка под Магнитогорским водохранилищем площадью 598, 843937 га на основании распоряжения администрации г. Магнитогорска от 06.03.1997 N 290-Р (в ред. от 05.12.1997 N 2141-Р), является плательщиком земельного налога.

Общество, полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд, ссылаясь на то, что является водопользователем Магнитогорского водохранилища, к отношениям по использованию которого в соответствии с п. 2 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации применяется водное законодательство, что исключает существование земельных правоотношений и, соответственно, оснований для уплаты земельного налога за земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами, не
имеется.

Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из отсутствия у общества обязанности по уплате земельного налога за земельный участок, занятый инженерными сооружениями заводского пруда-охладителя.

Судами установлено, что земельный налог доначислен обществу за часть земельного участка, покрытого водой Магнитогорского водохранилища, используемой обществом для производственных нужд. Общество имеет соответствующие лицензии на водопользование и сброс использованной воды.

Статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 389 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Судом апелляционной инстанции установлено, что спорный водный объект не является обособленным.

С учетом данного обстоятельства, выводы судов о том, что у общества отсутствует обязанность по уплате земельного налога в отношении земельного участка, ограниченного в обороте, занятого находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, являются правильными.

Доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, указанные выводы судов не опровергают.

Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь ст. 286,
287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2008 по делу N А76-3427/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ГУСЕВ О.Г.

Судьи

АННЕНКОВА Г.В.

ГАВРИЛЕНКО О.Л.