Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 23.07.2008 N Ф09-5228/08-С1 по делу N А34-818/08 Исходя из текста предписания и характера его требований предписание направлено начальнику учреждения, являющемуся единоличным исполнительным органом юридического лица, что равнозначно направлению предписания юридическому лицу, в связи с чем суд пришел к ошибочному выводу о неподведомственности данного спора арбитражному суду.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 2008 г. N Ф09-5228/08-С1

Дело N А34-818/08

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е.О.,

судей Лимонова И.В., Василенко С.Н.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Федерального государственного учреждения “Колония-поселение N 5“ Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (далее - учреждение) на определение Арбитражного суда Курганской области от 23.04.2008 по делу N А34-818/08.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области (далее - управление) от
06.02.2008 N 43-04-62/210.

Определением суда от 23.04.2008 (судья Полякова А.И.) производство по делу прекращено.

В порядке апелляционного производства определение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на ошибочность вывода суда о том, что данный спор неподведомствен арбитражному суду.

Как следует из материалов дела, управлением проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности учреждения за период с 01.01.2005 по 31.12.2006.

В ходе ревизии установлен, в том числе, факт нецелевого использования учреждением средств федерального бюджета.

По результатам проверки управлением составлен акт от 18.01.2008 и вынесено предписание от 06.02.2008 N 43-04-62/210 об устранении выявленных нарушений и восстановлении неправомерно израсходованных средств федерального бюджета.

Не согласившись с указанным предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Прекращая производство по делу, суд исходил из неподведомственности данного спора арбитражному суду, посчитав, что указанное предписание вынесено управлением в отношении начальника учреждения, как физического лица, а не в отношении самого учреждения.

Данный вывод суда является недостаточно обоснованным.

В соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действует в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

В соответствии со ст. 6 Закона от 21.07.1993 N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами.

Согласно уставу учреждения, его единоличным исполнительным органом является начальник учреждения, который назначается на должность и освобождается от должности начальником Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области.

Приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области от 21.11.2007 N ЛС-322 начальником учреждения
назначен Хочков Ю.В.

Из изложенного следует, что суд неправильно определил субъект, которому направлено предписание. Исходя из текста предписания и характера его требований предписание направлено начальнику учреждения, являющемуся единоличным исполнительным органом юридического лица, что равнозначно направлению предписания юридическому лицу.

Учреждение в силу ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ, полагая, что его гражданские права нарушены, вправе было обратиться за их защитой в суд или арбитражный суд.

Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регламентированы правила рассмотрения дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц. При этом, согласно ч. 3 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявления о признании таких правовых актов, решений и действий (бездействия) незаконными рассматривают в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

При таких обстоятельствах определение суда о прекращении производства по делу следует отменить, дело направить в Арбитражный суд Курганской области для рассмотрения спора по существу.

При новом рассмотрении суду необходимо установить, какие конкретно пункты предписания затрагивают права и законные интересы учреждения, как юридического лица. Суду следует рассмотреть возможность предложить учреждению уточнить заявленные требования, в частности: оспаривается ли им предписание управления в полном объеме или заявитель не согласен только с некоторыми его пунктами. Также суду необходимо установить все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения данного спора, и дать им надлежащую правовую оценку, принять решение в соответствии с действующим законодательством и установленными обстоятельствами дела с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

определение Арбитражного суда
Курганской области от 23.04.2008 по делу N А34-818/08 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области.

Председательствующий

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.

Судьи

ЛИМОНОВ И.В.

ВАСИЛЕНКО С.Н.