Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 17.07.2008 N Ф09-5028/08-С2 по делу N А60-27351/07 Российская Федерация, установив федеральными законами льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, приняла обязанность полного возмещения расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Поскольку данная обязанность не была исполнена по причине недостаточного финансирования соответствующих расходов, суд пришел к обоснованному выводу о том, что убытки истца подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2008 г. N Ф09-5028/08-С2

Дело N А60-27351/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Юртаевой Т.В.,

судей Наумовой Н.В., Татариновой И.А.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 по делу N А60-27351/07 Арбитражного суда Свердловской области.

В судебном заседании приняли участие представители:

Минфина РФ - Хужукаева Н.А. (доверенность от 11.01.2008 N 66Б 207577);

государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - региональное отделение ФСС) - Марковски Э.С. (29.12.2007 N 27);

закрытого акционерного общества “Аптечный дом “Радуга“ (далее - общество, заявитель) - Корсунская И.В.
(доверенность от 31.01.2008).

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, привлеченных к участию в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Минфину РФ и региональному отделению ФСС о взыскании 3 792 214 руб. 58 коп. убытков, причиненных недостаточным финансированием в 2006 г. расходов, понесенных им при предоставлении инвалидам технических средств реабилитации.

Как следует из материалов дела, между обществом (поставщик) и региональным отделением ФСС (покупатель) заключен государственный контракт с целью обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации на территории Свердловской области в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 877 “Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями“.

По условиям контракта поставщик обязуется по разнарядке покупателя поставлять инвалидам технические средства реабилитации (моче- и калоприемники), а покупатель обязуется обеспечить их оплату; количество предоставляемых технических средств реабилитации определяется с учетом именных направлений; финансирование производится по мере поступления денежных средств из федерального бюджета.

Поскольку сумма изделий, поставляемых инвалидам по направлениям, фактически превысила сумму денежных средств перечисленных в их оплату региональным отделением ФСС, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании возникших в связи с этим убытков.

Решением суда первой инстанции от 05.02.2008 (судья Бикмухаметова Е.А.) с регионального отделения ФСС в пользу общества взыскано 3 789 396 руб. 65 коп. В удовлетворении требований о взыскании убытков с Минфина
РФ, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации отказано.

Суд установил, что у общества возникли убытки в результате того, что региональное отделение ФСС не полностью оплатило поставленные по заключенному с обществом контракту технические средства реабилитации инвалидов.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 (судьи Усцов Л.А., Зеленина Т.Л., Рубцова Л.В.) решение суда изменено в части определения лица с которого подлежит взысканию сумма убытков в пользу общества, а именно: с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.

Изменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что причиненные убытки подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета, распорядителем которого в части обеспечения инвалидов техническими средствами выступает Минфин РФ.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин РФ просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на положения бюджетного законодательства и указывая на наличие в последующих периодах (2007 г.) на счетах регионального отделения ФСС средств излишнего финансирования, которые не были им использованы в погашение образовавшейся в 2006 г. задолженности. Податель жалобы считает, что взыскание с него убытков в пользу общества необоснованно, поскольку в его действиях отсутствует вина в причинении вреда заявителю.

Проверив обоснованность доводов жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит.

Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде обеспечения техническими средствами реабилитации.

В соответствии со ст. 10 указанного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р.

В силу п. 17 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 877, финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду социального страхования Российской Федерации.

Российская Федерация, установив федеральными законами льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, приняла, тем самым, обязанность полного возмещения расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.

Данная обязанность не была исполнена по причине недостаточного финансирования расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2006 г.

При неисполнении обязанностей по компенсации истцу указанных затрат, в силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации общество вправе требовать возмещения расходов в качестве вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.

В связи с тем, что из федерального бюджета на возмещение спорных расходов средств было выделено в недостаточном количестве и расходы истцу не компенсированы, при разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного закона в рамках переданных им государственных полномочий Российской Федерации. Названные обстоятельства не входят в предмет доказывания по данному делу, в связи с чем отсутствие в оспариваемом судебном акте выводов о вине каждого из участников бюджетного процесса, связанного с финансированием расходов истца, не являются основанием для отмены обжалуемого постановления. Апелляционный
суд пришел к правомерному выводу о необходимости взыскания убытков с Российской Федерации в лице Минфина РФ как распорядителя средств федерального бюджета в отношении обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств казны Российской Федерации.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 по делу N А60-27351/07 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

ЮРТАЕВА Т.В.

Судьи

НАУМОВА Н.В.

ТАТАРИНОВА И.А.