Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 26.06.2008 N Ф09-4565/08-С3 по делу N А76-25655/07 Поскольку не истекли 4 года с даты регистрации общества в качестве юридического лица, а увеличение ставки налога на игорный бизнес создает менее благоприятные условия, общество вправе в указанном периоде применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на дату его государственной регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 2008 г. N Ф09-4565/08-С3

Дело N А76-25655/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Анненковой Г.В.,

судей Глазыриной Т.Ю., Гусева О.Г.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью “Вегас“ (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.01.2008 по делу N А76-25655/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2008 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества - Азанова А.А. (доверенность от 11.12.2007 б/н);

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (далее - инспекция) - Корепанов С.А. (доверенность от 09.01.2008 N 04-32/3).

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением
о признании недействительным решения инспекции от 31.07.2007 N 311/67 об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.01.2008 (судья Елькина Л.А.) в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2008 (судьи Кузнецов Ю.А., Костин В.Ю., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 21.10.2003, на основании лицензии от 24.05.2004 N 004396 имеет право на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса.

Инспекцией по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации общества по налогу на игорный бизнес за декабрь 2005 г. составлен акт от 26.06.2007 N 305/419 и принято решение от 31.07.2007 N 311/67 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым обществу доначислен налог на игорный бизнес в сумме 11 050 руб.

Основанием для доначисления послужили выводы инспекции о необоснованном применении обществом ставки в размере 1500 руб., установленной на момент его государственной регистрации. По мнению инспекции, общество не имеет оснований для применения ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ), и в спорный налоговый период должно исчислить налог на игорный бизнес, исходя из ставки 2150 руб. за каждый игровой автомат, установленной Законом Челябинской области от 27.11.2003 N 187-ЗО “О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области“.

Считая оспариваемое решение инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал
в удовлетворении требований в связи с пропуском обществом срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и отказом суда в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что на общество не распространяется гарантия, предусмотренная ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ.

Однако судом не учтено следующее.

Согласно ст. 2 Закона Челябинской области от 25.10.2001 N 44-ЗО “О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области“ ставка налога на территории Челябинской области за каждый игровой автомат составляла 1500 руб.

Законом Челябинской области от 27.11.2003 N 187-ЗО “О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области“ ставка налога на территории Челябинской области за каждый игровой автомат установлена в размере 2150 руб.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 09.07.2004 N 242-О
и постановление этого суда от 19.06.2003 N 11-П).

Из изложенного следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, действовавшей в период государственной регистрации общества в качестве юридического лица, субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение четырех лет их деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации.

Данная позиция нашла свое отражение в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 8617/05 и от 10.04.2007 N 13381/06, от 15.04.2008 N 17177/07.

Поскольку в 2005 г. не истекли 4 года с даты регистрации общества в качестве юридического лица, а увеличение ставки налога на игорный бизнес создает менее благоприятные условия, общество вправе в указанном периоде применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на дату его государственной регистрации, то есть в размере 1500 руб. за каждый игровой автомат.

Кроме того, подача обществом уточненной декларации по налогу на игорный бизнес за декабрь 2005 г., хотя и содержащей, по мнению инспекции, неправильно исчисленную сумму налога, не влечет возникновения недоимки. Следовательно, основания для доначисления налога на игорный бизнес у инспекции в данном случае отсутствовали.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.01.2008 по делу N А76-25655/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2008 по тому же делу отменить.

Заявленные требования удовлетворить. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области от 31.07.2007 N 311/67.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью
“Вегас“ расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб., по заявлению в сумме 2000 руб.

Председательствующий

АННЕНКОВА Г.В.

Судьи

ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.

ГУСЕВ О.Г.