Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 14.05.2008 N Ф09-3419/08-С1 по делу N А71-44/08 Поскольку возможность принудительного и судебного взыскания с предприятия задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование фондом социального страхования утрачена, он не вправе обеспечивать их исполнение посредством взыскания пеней.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2008 г. N Ф09-3419/08-С1

Дело N А71-44/08

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей Лимонова И.В., Ященок Т.П.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Федерального государственного унитарного предприятия “Строительное управление N 804 при федеральном агентстве специального строительства“ (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.02.2008 по делу N А71-44/08.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Предприятие обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным требования Сарапульского филиала N 5 Государственного учреждения Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по
Удмуртской Республике об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени от 19.12.2007 N 30248 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда от 25.01.2008 в порядке, предусмотренном ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия заявителя произведена замена ненадлежащего ответчика - Сарапульского филиала N 5 Государственного учреждения Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике - на надлежащего ответчика - Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - фонд).

Решением суда от 07.02.2008 (резолютивная часть от 04.02.2008; судья Буторина Г.П.) заявленные требования удовлетворены частично: требование фонда от 19.12.2007 N 30248 признано незаконным в части начисления предприятию пени за период с 2000 по 2004 г. в сумме 90 485, 48 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие просит указанный судебный акт отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 21, п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Как следует из материалов дела, фондом проведена камеральная проверка отчетности предприятия за 9 месяцев 2007 года.

В ходе проверки фондом установлено нарушение предприятием установленных сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.07.2007 по 30.09.2007. По данному факту фондом составлена докладная записка от 26.11.2007 N 30248,
в которой указано на наличие у предприятия задолженности по страховым взносам в сумме 1,22 руб. и по пени в сумме 97 992,35 руб., в том числе сумма пени, начисленная за отчетный квартал 18,52 руб., сумма пени, начисленная за период с 01.01.2004 по 01.07.2007 и не перечисленная предприятием 36 872,83 руб., сумма пени, начисленная до 01.01.2004 и не перечисленная предприятием 61 101 руб.

По итогам проверки фондом вынесено решение от 26.11.2007 N 30248 о направлении предприятию требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пеней и выставлено требование от 19.12.2007 N 30248 об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 0 руб. и пени в сумме 97 973,83 руб. в срок до 29.12.2007 (с учетом перечисленной предприятием недоимки в сумме 1,22 руб. и пени за 3-й квартал 2007 в сумме 18,52 руб.).

Не согласившись с данным требованием, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования частично и признавая незаконным требование фонда от 19.12.2007 N 30248 в части начисления предприятию пени за период с 2000 по 2004 в сумме 90 485,48 руб., суд исходил из того, что на момент принятия оспариваемого требования трехлетний срок для взыскания недоимки по страховым взносам, начисленной за период 2000 - 2004, истек, в связи с чем право на взыскание пени, начисленной на данную недоимку, как меры обеспечения обязательства по уплате страховых взносов, у фонда также утрачено.

Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд исходил из обоснованности начисления предприятию пени на недоимку по страховым взносам на
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний за период с 16.05.2005 по 30.09.2007 в сумме 7506,86 руб.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В силу подп. 2 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (далее - Закон) на страхователей возложена обязанность в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.

На основании ст. 22.1 Закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечено пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты страховых взносов. Пени начисляются сверх причитающихся к уплате страховщику сумм страховых взносов и иных платежей и независимо от взыскания со страхователя штрафов, предусмотренных п. 1 ст. 19 Закона. Пени начисляются со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Согласно п. 6 ст. 22.1 Закона недоимка и пени могут быть взысканы страховщиком со страхователя принудительно за счет денежных средств и иного имущества страхователя. Взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального
страхования“ отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действия (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В соответствии с п. 2 ст. 48 Кодекса исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Поскольку в п. 2 ст. 48 Кодекса срок обращения с аналогичным иском в отношении юридического лица не определен, согласно принципу всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 Кодекса) давность взыскания в судебном порядке недоимки по налогам, установленная ст. 48 Кодекса в отношении физических лиц, распространяется и на взыскание недоимок с юридических лиц.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 принято 28.02.2001, а не 27.02.2001.

На основании изложенного и с учетом п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2001 N 5 исковое заявление о взыскании налога за счет
имущества налогоплательщика (в том числе юридического лица) может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требований об уплате налога. При этом данный срок является пресекательным.

Такие же сроки подлежат применению и к требованиям о взыскании недоимки по уплате страховых взносов и пеней.

В случае неуплаты, неполной уплаты налога, пеней в установленный срок производится взыскание налога, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке в порядке, предусмотренном ст. 46, 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. 47, 48 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В силу абз. 1 ст. 70 Кодекса требование об уплате налога направляется плательщику не позднее трех месяцев после наступления установленного законом срока его уплаты. Указанный документ является первым этапом в процедуре принудительного взыскания задолженности.

Соблюдение сроков для направления требования об уплате налога является обязательным и должно учитываться при решении вопроса об исчислении пресекательного срока на принудительное взыскание.

Указанная позиция нашла свое подтверждение в п. 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 “Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, согласно которому в случае пропуска срока для направления требования в порядке, предусмотренном ст. 70 Кодекса, изменения установленного ст. 48 Кодекса правила исчисления пресекательного срока на судебное взыскание задолженности по
налогам не происходит.

Поскольку, как правомерно установлено судом, фонд выставил требование от 19.12.2007 об уплате недоимки по страховым взносам и пени, начисленным за период с 2000 по 2004, за пределами пресекательного срока, то суд обоснованно признал незаконным требование фонда в части начисления пени за период с 2000 по 2004 в сумме 90 485,48 руб.

Из анализа п. 4 ст. 69, п. 5 и 6 ст. 75 Кодекса следует, что пени по общему правилу взыскиваются одновременно с недоимкой по налогам, за просрочку которых они начислены.

При этом окончательный срок для взыскания недоимки по налогу и соответственно начисленных пеней составляет три года (п. 1 ст. 23, п. 8 ст. 78, п. 1 ст. 87, ст. 113 Кодекса).

Поскольку возможность принудительного и судебного взыскания с предприятия задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование, начисленным за период 2000 - 2004, фондом утрачена, фонд не вправе обеспечивать их исполнение посредством взыскания пеней.

Довод предприятия о неправомерности взыскания с него пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование, за период с 16.01.2005 по 30.09.2007 в сумме 7506,86 руб. в связи с несоответствием оспариваемого требования фонда положениям ст. 69 Кодекса отклоняется судом кассационной инстанции.

В силу п. 4 ст. 69 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные
данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что требование фонда предъявлено предприятию в связи с наличием у него недоимки по страховым взносам, выявленной по результатам камеральной проверки отчетности предприятия.

Формальные нарушения требований п. 4 ст. 69 Кодекса сами по себе не являются основанием для признания требования об уплате налога (сбора), пеней недействительным. Однако требование может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога либо составлено с существенными нарушениями данной нормы права.

Установив соответствие указанного требования действительной обязанности предприятия по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование, суд правомерно указал на отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных предприятием требований в данной части.

Установленные фактические обстоятельства и выводы суда переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.02.2008 по делу N А71-44/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия “Строительное управление N 804 при федеральном агентстве специального строительства“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛУКЬЯНОВ В.А.

Судьи

ЛИМОНОВ И.В.

ЯЩЕНОК Т.П.