Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 13.05.2008 N Ф09-3320/08-С1 по делу N А60-29257/07 Не обеспечив возможность участия предпринимателя в процессе рассмотрения материалов проверки, заявитель нарушил п. 2 ст. 101 НК РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления о взыскании с предпринимателя штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2008 г. N Ф09-3320/08-С1

Дело N А60-29257/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т.П.,

судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске Свердловской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2008 по делу N А60-29257/07.

В судебном заседании принял участие представитель управления - Тюляева О.В. (доверенность от 12.11.2007 N 4974).

Представители индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - предприниматель), участвующей в деле, извещенной судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области
с заявлением о взыскании с предпринимателя 436 руб. 80 коп. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением суда от 18.01.2008 (судья Киселев Ю.К.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Как следует из материалов дела, управлением проведена камеральная проверка по вопросам своевременности представления предпринимателем (страхователем) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В ходе проведения проверки управлением установлено, что в нарушение положений ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон N 27-ФЗ) и п. 38 постановления Правительствам Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования (далее - Постановление) предприниматель не представил сведения за 2004 г. (в срок до 01.03.2005), 2005 г. (в срок до 01.03.2006) и за 2006 г. (в срок до 01.03.2007), необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По результатам проверки управлением составлены акты камеральной проверки от 20.04.2007 N 1157, от 20.04.2007 N 1158 и от 20.04.2007 N 1159, на основании которых вынесено решение от 08.10.2007 N 677 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 436 руб. 80 коп.

Поскольку штраф предпринимателем в добровольном порядке уплачен не
был, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из нарушения управлением порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленного ст. 101 Налогового кодекса.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Из содержания ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ следует, что предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с осуществлением контроля за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 13 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ (в редакции от 30.12.2006) “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“ налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, начавшиеся после 31 декабря 2006 г., проводятся в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса (в редакции названного Федерального закона).

Согласно положениям п. 2 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов
налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных данным Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Суд, оценив в порядке, установленном ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы, установил, что управление не извещало предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов камеральных проверок.

Следовательно, правомерным является вывод суда о том, что не обеспечив возможность участия предпринимателя в процессе рассмотрения материалов проверки, управление нарушило п. 2 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании с предпринимателя штрафа в сумме 436 руб. 80 коп. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2008 по делу N А60-29257/07 оставить без
изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске Свердловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ЯЩЕНОК Т.П.

Судьи

ВАСИЛЕНКО С.Н.

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.