Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 02.04.2008 N Ф09-2107/08-С6 по делу N А50-7967/2007 Установив, что спорный земельный участок был предоставлен в аренду МУП, учредителем и собственником имущества которого являлось муниципальное образование, что городское поселение не наделено статусом района, городского округа или поселения, являющегося административным центром субъекта Российской Федерации, суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок за муниципальным образованием.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2008 г. N Ф09-2107/08-С6

Дело N А50-7967/2007

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Маликовой Э.М.,

судей Смирнова А.Ю., Купреенкова В.А.

рассмотрел в судебном заседании жалобу администрации Чайковского городского поселения на решение Арбитражного суда Пермского края от 31.10.2007 (резолютивная часть от 29.10.2007) по делу N А50-7967/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2008 (резолютивная часть от 28.12.2007) по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.

В судебном заседании принял участие представитель муниципального унитарного предприятия “Вещевой рынок“ (далее - предприятие “Вещевой рынок“) - Югов Д.С. (доверенность от 31.03.2008); Головнин П.Н.,
директор (постановление от 15.07.1996 N 923).

Администрация Чайковского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (далее - управление), администрации Чайковского городского поселения о признании недействительной государственной регистрации права собственности муниципального образования “Чайковское городское поселение“ на земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 933 кв. м, кадастровый N 59:12:001 02 45:0034, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, по ул. Камской (с северо-восточной стороны ГАИ).

В порядке, предусмотренном ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено предприятие “Вещевой рынок“.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 31.10.2007 (резолютивная часть от 29.10.2007; судья Пескина Н.А.) исковые требования удовлетворены. Признана недействительной государственная регистрация права собственности муниципального образования “Чайковское городское поселение“ на земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 933 кв. м, кадастровый номер 59:12:001 02 45:0034, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, по ул. Камской (с северо-восточной стороны ГАИ), для размещения микрорынка.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2008 (резолютивная часть от 28.12.2007; судьи Лихачева А.Н., Зеленина Т.Л., Глотова Г.И.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация городского поселения просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку требования истца вытекают как из гражданско-правовых оснований (спор о праве), так и из публичных правоотношений (оспаривание действия управления), что не может быть рассмотрено в порядке искового производства. По мнению
заявителя, администрация Чайковского муниципального района не указала в качестве основания иска совершение администрацией Чайковского городского поселения действий, не соответствующих закону, в связи с чем полагает, что суд вышел за пределы заявленных требований, самостоятельно изменив основание иска. Заявитель, ссылаясь на ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, считает, что наличие права на распоряжение землей не влечет преимущественного права на получение земельного участка в собственность. Суд не исследовал вопрос, должен ли находиться спорный земельный участок в собственности администрации Чайковского муниципального района. Администрация Чайковского городского поселения указывает на то, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия только межпоселенческого характера, следовательно, этим целям должно соответствовать и принадлежащее муниципальному району имущество, и, поскольку у муниципального района полномочия по организации торговли отсутствуют, администрация Чайковского муниципального района не вправе иметь данное имущество.

В отзыве на кассационную жалобу управление возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.05.2007 за муниципальным образованием “Чайковское городское поселение“ на праве собственности зарегистрирован земельный участок для размещения микрорынка из земель населенных пунктов, общая площадь 933 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Камская (с северо-восточной стороны ГАИ), кадастровый номер 59:12:001 02 45:0034, регистрационная запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 59 59-16/037/2007-009.

Администрация Чайковского муниципального района, считая, что государственная регистрация права собственности муниципального образования “Чайковское городское поселение“ на спорный земельный участок
проведена с существенным нарушением действующего законодательства, поскольку администрация городского поселения в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ), п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации не обладала полномочиями по распоряжению данным земельным участком, в том числе по его передаче муниципальному учреждению, поэтому муниципальное образование “Чайковское городское поселение“ не могло приобрести право собственности на земельный участок на основании п. 3 ст. 3.1 названого Закона, обратилась в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим иском.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. При этом суд оценивает законность оснований возникновения зарегистрированного права.

Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что требования администрации Чайковского муниципального района направлены на оспаривание зарегистрированного права городского поселения, а не действий регистрирующего органа в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при этом суды пришли к выводу, что администрация Чайковского городского поселения не имела оснований для государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, поскольку этим правом не обладала и не обладает, так как на момент проведения регистрации права собственности земельный участок был предоставлен в аренду предприятию “Вещевой рынок“, созданному иным органом местного самоуправления, правопреемником которого является Чайковский муниципальный район, в силу положений
п. 3 ст. 3.1 Федерального закона 137-ФЗ от 25.10.2001 “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ спорный земельный участок подлежит отнесению к собственности Чайковского муниципального района.

Основанием для регистрации права собственности указан п. 1 ст. 3.1 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (свидетельство о регистрации права от 24.05.2007; т. 1, л. д. 49).

Судами первой и апелляционной инстанций с учетом пояснений сторон установлено, что п. 1 ст. 3.1 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ указан в свидетельстве ошибочно, вместо п. 3 указанной статьи.

В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации г. Чайковского Пермской области от 07.11.2005 N 3779 между администрацией муниципального образования “Город Чайковский с прилегающей территорией“ (арендодателем) и предприятием “Вещевой рынок“ (арендатором) заключен договор от 07.11.2005 N 58-119 аренды земельного участка с кадастровым номером 59:12:001 02 45:0034 площадью 933 кв. м, расположенного по адресу: г. Чайковский, ул. Камская, с северо-восточной стороны ГАИ,
для эксплуатации объекта временного назначения - мини-рынка сроком до 07.10.2006.

Правопреемником муниципального образования “Город Чайковский с прилегающей территорией“ является Чайковский муниципальный район, что подтверждается Уставом муниципального образования, утвержденным решением Чайковской городской думы от 01.06.2005 N 651, к последнему перешли права и обязанности арендодателя по договору.

В соответствии с постановлением главы Чайковского муниципального района Пермского края от 18.10.2006 N 2646 между администрацией Чайковского муниципального района (арендодателем) и предприятием “Вещевой рынок“ (арендатором) заключено дополнительное соглашение от 18.10.2006 к договору аренды от 07.11.2005 N 58-119.

В силу п. 1.6 Устава предприятия “Вещевой рынок“ учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование “Город Чайковский с прилегающей территорией“.

Согласно п. 10 ст. 3 “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из устава Чайковского городского поселения, утвержденного решением Думы Чайковского городского поселения от 28.11.2005 N 11, следует, что Чайковское городское поселение не является административным центром субъекта Российской Федерации.

Установив, что спорный земельный участок был предоставлен в аренду предприятию “Вещевой рынок“, учредителем и собственником имущества которого являлось муниципальное образование “Город Чайковский с прилегающей территорией“ (правопредшественник Чайковского муниципального района), а также то, что Чайковское городское поселение
не наделено статусом района, городского округа или поселения, являющегося административным центром субъекта Российской Федерации, суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок за муниципальным образованием “Чайковское городское поселение“, а также о том, что органом, обладающим правом распоряжения (предоставления) данным земельным участком, является администрация муниципального района (ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Довод администрации городского поселения о том, что требования истца вытекают как из гражданско-правовых, так и из публичных правоотношений, что не может быть рассмотрено в порядке искового производства, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку истец в обоснование своих требований ссылался на отсутствие правовых оснований возникновения права собственности и полномочий по распоряжению спорным имуществом, данный спор имеет гражданско-правовой характер и подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Ссылка заявителя на то, что администрация Чайковского муниципального района не вправе распоряжаться спорным земельным участком, поскольку у нее отсутствуют полномочия по организации торговли, отклоняется, так как распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, при этом полномочия органов местного самоуправления не ставятся в зависимость от целевого назначения земельного участка.

Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

В связи с тем, что заявителем кассационной жалобы - администрацией Чайковского городского поселения - не уплачена государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в размере 1000 руб., она подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового
кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 31.10.2007 (резолютивная часть от 29.10.2007) по делу N А50-7967/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2008 (резолютивная часть от 28.12.2007) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Чайковского городского поселения - без удовлетворения.

Взыскать с администрации Чайковского городского поселения в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.

Председательствующий

МАЛИКОВА Э.М.

Судьи

СМИРНОВ А.Ю.

КУПРЕЕНКОВ В.А.