Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 28.02.2008 N Ф09-817/08-С1 по делу N А47-6481/06 Нормативными актами Банка России справка о подтверждающих документах не отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям. Следовательно, непредставление обществом в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2008 г. N Ф09-817/08-С1

Дело N А47-6481/06

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Лимонова И.В.,

судей Кротовой Г.В., Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью “Оренбургский радиатор“ (далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.06.2007 по делу N А47-6481/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в
Оренбургской области (далее - управление) от 07.06.2006 N 2/75 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением суда от 07.06.2007 (резолютивная часть от 31.05.2007; судья Жарова Л.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 (судьи Тимохин О.Б., Костин В.Ю., Баканов В.В.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Кодекса, Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Федеральный закон) и Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций“ (далее - Положение N 258-П). По мнению общества, справка о подтверждающих документах и копии грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД) не относятся к формам учета и отчетности по валютным операциям, а являются подтверждающими документами вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка по вопросам соблюдения обществом требований валютного законодательства и актов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

В ходе проверки установлен факт представления обществом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям с нарушением установленного срока.

По результатам проверки управлением составлены акт от 25.05.2006, протокол об административном правонарушении от 25.05.2006 N 2/75, на основании которого 07.06.2006 вынесено постановление N 2/75 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме
40000 руб.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 Федерального закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и информации установлен в Положении N 258-П.

В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением N 258-П, представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В целях государственного контроля обоснованности оплаты операций в иностранной валюте, а также учета валютных операций по контрактам и осуществления контроля за их проведением в соответствии с п. 2.1, 2.2, 2.12 Положения N 258-П, а также п. 1.2 Инструкции Центробанка России от 15.06.2004 N 117-И “О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ (далее - Инструкция N
117-И) резидент обязан представить в уполномоченный банк, в котором по контракту оформлен паспорт сделки, документы, связанные с проведением указанных операций, установленные в приложении N 1 к Положению N 258-П, и в сроки, предусмотренные п. 2.4 Положения N 258-П, а именно не позднее 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.

В силу ч. 6 ст. 15.25 Кодекса несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что между обществом и обществом с ограниченной ответственностью “Техноторг-Дон“ (Украина) заключен контракт от 24.10.2005 N 479/10/05-ОР на поставку радиаторной продукции (вид сделки “1“ - вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации) на общую сумму 322418650 руб.

В Оренбургском филиале Сбербанка России подписан паспорт сделки N 051100015/1481/1042/1/0 от 25.10.2005, который переоформлен на основании дополнительного соглашения от 15.01.2006 в связи с изменением суммы договора на 320947225 руб. 65 коп.

Платежи в соответствии с контрактом должны быть осуществлены в виде 100% предоплаты, поставка - в течение 10 календарных дней с момента оплаты.

Во исполнение названного договора на основании счетов-фактур от 01.11.2005 N 1674, от 16.11.2005 N 1762, от 21.11.2005 N 1803 товар был вывезен с таможенной территории Российской Федерации по ГТД N 10409070/021105/0003938, 1040907/161105/0004175, 10409070/221105/0004261.

В уполномоченный банк ГТД по сроку
представления до 15.12.2005 фактически представлена в уполномоченный банк 16.12.2005, то есть с пропуском срока, установленного в п. 2.4 Положения N 258-П.

При таких обстоятельствах суды правомерно указали на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.

Между тем выводы судов о том, что действия общества по непредставлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, являются ошибочными по следующим основаниям.

В соответствии с положениями Федерального закона различаются институты “учет и отчетность по валютным операциям“ и “документы и информация, связанные с проведением валютных операций“.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.

На сегодняшний день в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона Банк России устанавливает также порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

В настоящее время указанный порядок установлен Банком России Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П.

К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в ч. 4 ст. 23 Федерального закона, отнесена справка о валютной операции (п. 10 ч. 4 ст. 23 Федерального закона), которая абзацем 2 п. 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.

К документам и информации указанного вида относится справка о подтверждающих документах.

Таким
образом, нормативными актами Банка России справка о подтверждающих документах не отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.

Следовательно, непредставление обществом в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.

Однако данные ошибочные выводы судов не привели к принятию ими неправильного решения.

Довод общества, указанный в кассационной жалобе, о том, что ГТД не относится к формам учета и отчетности по валютным операциям, судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неверном толковании закона.

К документам, перечисленным в ст. 23 Федерального закона, относятся документы, в том числе и документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случаях их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов; документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций; таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме; паспорт сделки.

Таким образом, таможенная декларация является документом, который подлежит представлению лицами, осуществляющими валютные операции, в уполномоченный банк не позднее 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная
жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.06.2007 по делу N А47-6481/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Оренбургский радиатор“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛИМОНОВ И.В.

Судьи

КРОТОВА Г.В.

ЯЩЕНОК Т.П.