Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 28.01.2008 N Ф09-10505/07-С1 по делу N А47-2621/07 Заявление о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа, выразившихся в отказе в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов, и о возложении обязанности по возврату указанных взносов судом правомерно удовлетворено, поскольку материалами дела подтверждено, что общество ошибочно перечислило денежные средства, а в силу ст. 78 НК РФ возврату подлежат в том числе и платежи во внебюджетные фонды.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2008 г. N Ф09-10505/07-С1

Дело N А47-2621/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Ященок Т.П.,

судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2007 по делу N А47-2621/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2007 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью “Ясненский грузовик“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением
о признании незаконными действий (бездействия) инспекции, выразившихся в отказе в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов в сумме 44107 руб. 25 коп., и о возложении на инспекцию обязанности по возврату указанной суммы.

Решением суда от 04.06.2007 (судья Цыпкина Е.Г.) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия (бездействия) инспекции, выразившиеся в уклонении от возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии в сумме 44019 руб. 05 коп. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2007 (судьи Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, отказать обществу в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Федеральный закон), ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению инспекции, она правомерно отказала обществу в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как отсутствуют правовые основания для его проведения инспекцией.

Обществом отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Как следует из материалов дела, платежными поручениями от 12.10.2006 N 000147, от 09.11.2006 N 000162, от 12.12.2006 N 000182, от 10.01.2006 N 0002 обществом перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 44107 руб. 25 коп. на код бюджетной классификации (далее - КБК) 18210202020061000160 вместо необходимого КБК 18210202010060000160, в результате чего указанная сумма была зачислена в счет уплаты
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии.

Таким образом, у общества образовалась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 44107 руб. 25 коп.

Заявления общества о возврате или зачете ошибочно уплаченных указанных страховых взносов инспекцией оставлены без удовлетворения со ссылкой на то, что проведение зачетов и возвратов переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не предусмотрено налоговым законодательством. Страховые взносы, по мнению инспекции, не являются налоговыми платежами, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.

Считая отказ инспекции в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд.

Признавая незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе обществу произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и возлагая на инспекцию обязанность вернуть обществу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 44019 руб. 05 коп., суды исходили из того, что в силу ст. 78 Кодекса возврату подлежат и платежи во внебюджетные фонды.

Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.

Согласно ст. 2 Федерального закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В п. 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика -
Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель для органов Пенсионного фонда Российской Федерации не установил.

Поскольку данный Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.

В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество ошибочно перечислило денежные средства в сумме 44019 руб. 05 коп. на КБК 18210202020061000160.

Факт ошибочной уплаты обществом страховых взносов в указанной сумме инспекцией не оспаривается.

Следует также отметить то, что в соответствии с Приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции от 23.12.2004 N 174-ФЗ) “О бюджетной классификации Российской Федерации“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба,
то есть обязанность по возврату плательщику ошибочно уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.

Таким образом, требование общества по возврату излишне уплаченных указанных страховых взносов согласно ст. 78 Кодекса является правомерным и обоснованно удовлетворено судами.

Доводы инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании соответствующих норм Федерального закона и Кодекса.

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21, ст. 333.37 Кодекса и учитывая, что данным Кодексом не предусмотрено освобождение государственных органов и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты госпошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области подлежит взысканию госпошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб. (п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2007 по делу N А47-2621/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб.

Председательствующий

ЯЩЕНОК Т.П.

Судьи

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.

ПОРОТНИКОВА Е.А.