Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 22.01.2008 N Ф09-11380/07-С3 по делу N А76-10394/07 Удовлетворяя ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налогового органа, суды правильно исходили из того, что их непринятие может привести к причинению значительного ущерба обществу, поскольку отрицательно отразится на его хозяйственной деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2008 г. N Ф09-11380/07-С3

Дело N А76-10394/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Токмаковой А.Н.,

судей Жаворонкова Д.В., Первухина В.М.

рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области (далее - инспекция) на определение Арбитражного суда Челябинской области от 06.08.2007 по делу N А76-10394/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2007 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью “Магнитогорская энергетическая компания“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской
области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 03.07.2007 N 17. Кроме того, обществом заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия указанного решения.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 06.08.2007 (судья Попова Т.В.) заявленное ходатайство удовлетворено частично: действие решения инспекции приостановлено по п. 1 в части налога на прибыль в сумме 1669763,52 руб., по п. 2 в части налога на имущество в сумме 6629 руб., по п. 3 в части налога на добавленную стоимость в сумме 25303 руб. до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу. В остальной части заявления отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2007 (судьи Чередникова М.В., Митичев О.П., Тремасова-Зинова М.В.) определение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки общества инспекцией вынесено решение от 03.07.2007 N 17 о привлечении к налоговой ответственности, доначислении сумм налогов и пеней.

Полагая, что указанное решение вынесено с нарушением закона, общество обратилось в арбитражный суд, заявив при этом ходатайство о принятии обеспечительных мер.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как указано в ч. 3 ст. 199 Кодекса, арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

В гл. 24 Кодекса не установлены особенности рассмотрения ходатайств о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 “О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“). В связи с этим в данном случае необходимо учитывать соответствующие положения гл. 8 Кодекса, в том числе об основаниях принятия обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска.

Согласно ст. 90 Кодекса арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

При этом обеспечительные меры должны соответствовать предмету спора, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба. При разрешении вопроса о необходимости принятия обеспечительных мер суд самостоятельно оценивает фактические обстоятельства дела и доводы, содержащиеся в ходатайстве об обеспечении иска.

Судами установлено, что общество обосновало причины обращения с ходатайством о принятии обеспечительных мер конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость их принятия, и представило доказательства, подтверждающие его доводы.

Принимая меры по обеспечению иска, суды исходили
из того, что их непринятие может привести к причинению значительного ущерба обществу, поскольку отрицательно отразится на его хозяйственной деятельности.

Выводы судов являются правильными, соответствуют требованиям ст. 90 - 93, ч. 1 ст. 198, ч. 3 ст. 199 Кодекса, подтверждаются материалами дела, оснований для переоценки установленных судами фактов у суда кассационной инстанции не имеется.

Кроме того, судами правильно указано на то, что принятие обеспечительных мер не препятствует реализации полномочий инспекции по взысканию налогов, пеней после окончания судебного разбирательства, в случае вынесения судебного решения об отказе в удовлетворении заявленных требований принятие обеспечительных мер не затронет интересы бюджета.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

определение Арбитражного суда Челябинской области от 06.08.2007 по делу N А76-10394/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ТОКМАКОВА А.Н.

Судьи

ЖАВОРОНКОВ Д.В.

ПЕРВУХИН В.М.