Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.12.2008 N А19-8160/08-64-Ф02-6286/08 по делу N А19-8160/08-64 В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о назначении административного наказания за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров отказано правомерно, поскольку суд сделал выводы о наличии в действиях заявителя состава инкриминируемого ему правонарушения и о соблюдении налоговым органом порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2008 г. N А19-8160/08-64-Ф02-6286/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Гуменюк Т.А.,

судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании представителей от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области - Бузуева П.А. (доверенность от 24.06.2008 N 08-13/6762), Хлыстовой Н.В. (доверенность от 08.12.2008 N 08-13/13444),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества Торгово-Производственная компания “Южный ветер“ на решение от 18 августа 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8160/08-64 (суд первой инстанции: Репин С.А.),

установил:

закрытое акционерное общество Торгово-Производственная компания “Южный ветер“ (далее - ЗАО ТПК “Южный ветер“) обратилось в
арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области о назначении административного наказания от 17.06.2008 N 08-21/111.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 августа 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Обжалуя решение суда, ЗАО ТПК “Южный ветер“ указывает на нарушение налоговым органом порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, выразившееся в составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания в отсутствие законного представителя общества, не извещенного надлежащим образом о совершении данных процессуальных действий, что подтверждается письмом почтового отделения связи, полученным судом после вынесения решения по делу.

В связи с изложенными обстоятельствами заявитель просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

ЗАО ТПК “Южный ветер“ своих представителей на судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения законодательства в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в павильоне N 10, принадлежащем ЗАО ТПК “Южный ветер“, расположенном по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Малай Топка, ул. Ключевая, 1А, в результате которой установлена реализация алкогольной продукции - водки “Русский калибр“, объемом 0.375 литра, дата розлива 12.09.2007, изготовитель ООО “Русь Алко“, по цене 72 рубля, при наличии ксерокопии сертификата соответствия, не заверенной в установленном законом
порядке, а также установлено ненадлежащее оформление ценников (отсутствие даты оформления) и отсутствие информации о Правилах продажи отдельных видов товаров, что отражено в акте N 12-050 от 17.04.2008.

О факте правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в отношении ЗАО ТПК “Южный ветер“ составлен протокол об административном правонарушении N 12-050 от 06.06.2008.

Постановлением налоговой инспекции о назначении административного наказания N 08-21/111 от 17.06.2008 ЗАО ТПК “Южный ветер“ привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, выразившегося в нарушении правил розничной продажи алкогольной продукции.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО ТПК “Южный ветер“ требований о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления, суд первой инстанции сделал выводы о наличии в действиях заявителя состава инкриминируемого ему правонарушения и о соблюдении налоговым органом порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.

Проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность решения суда, принятого по настоящему делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не установил нарушений норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет в том числе соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности (часть 6).

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых
возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении N 12-050 от 06.06.2008 составлен в отсутствие законного представителя общества и не подписан им; постановление о назначении административного наказания N 08-21/111 от 17.06.2008 также вынесено в его отсутствие.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины его
неявки уважительными (пункт 10).

В материалах дела имеется уведомление от 05.05.2008 N 12-15/4664, адресованное руководителю ЗАО ТПК “Южный ветер“ Русакову В.Ю. и направленное по юридическому адресу общества, о необходимости его явки в налоговый орган 6 июня 2008 года к 9 часам для рассмотрения дела об административном правонарушении с отметкой о вручении данного уведомления 17.05.2008 Русакову В.Ю.

Извещение о времени и месте рассмотрения данного дела об административном правонарушении направлено налоговым органом по всем имеющимся адресам общества и согласно отметке вручено Русакову 11.06.2008.

Согласно письму почтового отделения связи от 22.08.2008 N 38.41.24-02/646, адресованному Арбитражному суду Иркутской области (полученному им после вынесения оспариваемого решения), заказное письмо от 07.05.2008, адресованное руководителю общества Русакову В.Ю., получено продавцом Левчук Н.П.

Вместе с тем данный факт не исключает вывод Арбитражного суда Иркутской области об исполнении налоговым органом обязанности по надлежащему извещению законного представителя ЗАО ТПК “Южный ветер“ о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела с учетом всех обстоятельств настоящего дела и ненарушении гарантий его прав, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области о назначении административного наказания от 17.06.2008 N 08-21/111 отказано.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда, принятого по настоящему делу, в связи с чем оспариваемый судебный акт в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18
августа 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8160/08-64 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.ГУМЕНЮК

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

Л.Ю.ПУЩИНА