Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2008 N А10-1139/07-Ф02-9418/07 по делу N А10-1139/07 В удовлетворении иска о взыскании задолженности по договору займа, суммы процентов за пользование займом и пени за просрочку уплаты суммы основного долга отказано правомерно, так как суд исходил из того, что по условиям договора, бюджетными средствами Республики Бурятия распорядилось неуполномоченное лицо, что свидетельствует о несоответствии этого договора положениям Бюджетного кодекса РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2008 г. N А10-1139/07-Ф02-9418/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Соколовой Л.М.,

судей: Горячих Н.А., Кулакова В.И.,

при участии в судебном заседании 26 ноября 2008 года представителей: Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия - Данишевской Н.М. (доверенность от 28.01.2008); общества с ограниченной ответственностью “Лес Сибири“ - Шулгэновой Т.К. (доверенность от 24.11.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономики Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 мая 2008 года по делу N А10-1139/07 (суд первой инстанции: Ковалева Н.А.),

установил:

Министерство экономического развития и внешних связей Республики Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия
с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Лес Сибири“ (далее - ООО “Лес Сибири“) о взыскании 17 051 991 руб., в том числе 11 091 508 руб. - сумма задолженности по договору N 488 от 29.05.2002, 3 475 393 руб. - сумма процентов за пользование займом, 2 485 090 руб. - пени за просрочку уплаты суммы основного долга и процентов.

До принятия по делу решения истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил исковые требования в части процентов за пользование займом до 3 918 254 руб. 95 коп., в части пени за просрочку уплаты суммы основного долга и процентов до 3 094 654 руб. 57 коп.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 июля 2007 года исковые требования удовлетворены. С ООО “Лес Сибири“ в пользу Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия взыскано 11 091 508 руб. - сумма основного долга, 3 918 254 руб. 95 коп. - сумма процентов за пользование займом, 3 094 654 руб. 57 коп. - пени за просрочку уплаты суммы основного долга и процентов.

Постановлением апелляционного суда от 8 октября 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 января 2008 года решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 мая 2008 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство экономики Республики Бурятия обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в
которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 мая 2008 года, дело направить на новое рассмотрение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, основывая отказ на пункте 5 статьи 76, статьях 151, 152, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации, неполно исследовал обстоятельства дела и не дал оценку фактам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела.

Заявитель полагает, что выводы суда о несоответствии договора N 488 от 29.05.2002 пункту 5 статьи 76, статьям 151, 152, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации необоснованны.

Министерство экономики Республики Бурятия полагает, что судом нарушены требования статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Министерства экономики Республики Бурятия в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель ООО “Лес Сибири“ просил оставить решение Арбитражного суда Республики Бурятия без изменения как вынесенное законно и обоснованно.

В судебном заседании 26 ноября 2008 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 9 часов 30 минут 28 ноября 2008 года.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 29.05.2002 между Фондом реализации федеральной программы социально-экономического развития Республики Бурятия в лице председателя правления, действующего на основании агентского договора N 1 от 02.04.2002, доверенности от 02.04.2002 и устава, (инвестор) и ООО “Лес Сибири“ (предприятие) заключен договор займа, в соответствии с условиями которого инвестор осуществляет выплату компенсации части платы за пользование кредитом, выданным акционерным коммерческим банком
“Русский межрегиональный банк развития“ (кредитный договор N 259/2002 от 24.04.2002), предоставленным в соответствии с распоряжением Правительства Республики Бурятия от 08.04.2002 N 268-р в счет финансирования инвестиционного проекта “Глубокая переработка древесины“ путем передачи в собственность предприятия денежных средств в сумме 13 300 000 руб., а предприятие обязуется возвратить инвестору сумму 13 300 000 руб., а также уплатить проценты на сумму займа, оплатить услуги инвестора в порядке и сроки, определенные настоящим договором.

Дополнительным соглашением N 1 к указанному договору от 23.06.2003 стороны изменили срок погашения долга - не позднее 30 апреля 2006 года.

В соответствии с договором залога оборудования N 548 от 06.09.2002, подписанным между Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия в лице Фонда реализации федеральной программы социально-экономического развития Республики Бурятия, действующего на основании агентского договора N 1 от 02.04.2002 (“залогодержатель“), и ООО “Лес Сибири“ (залогодатель), залогодержатель имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения залогодателем своих обязательств по договору займа N 488 от 29.05.02 получить удовлетворение из стоимости оборудования, заложенного по настоящему договору, стоимостью 18 018 350 руб. 87 коп.

Платежными поручениями Министерство финансов Республики Бурятия и Фонд реализации федеральной программы социально-экономического развития Республики Бурятия перечислили ООО “Лес Сибири“ денежные средства в размере 11 091 508 руб.

Фонд реализации федеральной программы социально-экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (цедент) 12.05.2004 уступил Министерству экономического развития и внешних связей Республики Бурятия принадлежащее цеденту право требования долга (суммы возврата бюджетного кредита и процентов на сумму бюджетного кредита) на основании договора N 488 от 29.05.2002, заключенного между цедентом и ООО “Лес Сибири“.

В связи с неисполнением ООО “Лес
Сибири“ обязательств по договору N 488 от 29.05.2002, Министерство экономического развития и внешних связей Республики Бурятия на основании договора уступки права требования от 12.05.2004 обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Республики Бурятия исходил из того, что по условиям договора N 488 от 29.05.2002, бюджетными средствами Республики Бурятия распорядилось неуполномоченное лицо, что свидетельствует о несоответствии этого договора части 5 статьи 76, статьям 151, 152, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ). В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации указанный договор является ничтожным и по правилам пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью.

Договор уступки требования, заключенный 12.05.2004 между Фондом реализации федеральной программы социально-экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (правопреемником Фонда реализации федеральной программы социально-экономического развития Республики Бурятия) (цедент) и Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (цессионарий), по которому Фондом осуществлена уступка требования по недействительной (ничтожной) сделке, также является недействительным и не влечет правовых последствий.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебный акт об отказе в удовлетворении иска законным и обоснованным.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что финансирование бюджетных расходов, предусматривающее предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах, является бюджетным кредитом.

Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2002 году) бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с
гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Уполномоченные в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований государственные органы, органы местного самоуправления представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что распорядителем бюджетных средств являются орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Арбитражный суд Республики Бурятия установил, что согласно уставу Фонд реализации федеральной программы социально-экономического развития Республики Бурятия является некоммерческой организацией, то есть не является ни государственным, ни муниципальным органом. Фонд не наделен полномочиями распорядителя бюджетных средств (статья 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и не входит в систему органов, обладающих в соответствии со статьей 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетными полномочиями и в число участников бюджетного процесса.

Является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что по условиям договора N 488 от 29.05.2002, бюджетными средствами Республики Бурятия
распорядилось неуполномоченное лицо. Данный договор не соответствует требованиям пунктов 1, 2, 5 статьи 76, пунктов 1, 5 статьи 151, пункту 1 статьи 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Арбитражный суд Республики Бурятия в соответствии с требованиями части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Доводы подателя жалобы о неполном исследовании обстоятельств дела и отсутствии оценки фактов, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и о несоответствии выводов суда материалам дела фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Несоответствия выводов Арбитражного суда Республики Бурятия фактическим обстоятельствам и материалам дела не установлено.

Не соответствует требованиям статьи 389 Гражданского кодекса Российской Федерации и позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 30 октября 2007 года N 120 “Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации“, вывод Арбитражного суда Республики Бурятия о том, что договор уступки требования, заключенный 12.05.2004
между Фондом реализации федеральной программы социально-экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (правопреемником Фонда реализации федеральной программы социально-экономического развития Республики Бурятия) (цедент) и Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (цессионарий), по которому Фондом осуществлена уступка требования по недействительной (ничтожной) сделке, также является недействительным и не влечет правовых последствий.

Вместе с тем, данное нарушение норм материального права не привело и не могло привести к принятию неправильного решения.

Иных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 мая 2008 года подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 мая 2008 года по делу N А10-1139/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:

Н.А.ГОРЯЧИХ

В.И.КУЛАКОВ