Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.10.2008 N А58-4273/05-Ф02-4601/08 по делу N А58-4273/05 Иск о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности по денежному обязательству государственного учреждения удовлетворен правомерно, так как основной должник не исполнил судебное решение, суд пришел выводу о том, что Министерство строительства и архитектуры, в ведении которого находится государственное учреждение, является прямым получателем средств республиканского бюджета, а Министерство финансов - главным распорядителем.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2008 г. N А58-4273/05-Ф02-4601/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Кулакова В.И.,

судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение от 2 апреля 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2008 года по делу N А58-4273/05 (суд первой инстанции: Посельская А.П., апелляционный суд: Куклин О.А., Стасюк Т.В., Юдин С.И.),

установил:

предприниматель Багдасарян Манвел Наполеонович (предприниматель Багдасарян М.Н.) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Министерству финансов Республики Саха (Якутия)
(далее - Минфин Республики Саха (Якутия)) о взыскании 3 378 287 рублей в порядке субсидиарной ответственности по денежному обязательству государственного учреждения (ГУ) “Дирекция по строительству при Министерстве строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия)“.

В качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) и ГУ “Дирекция по строительству при Минстрое Республики Саха (Якутия)“.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2006 года в иске отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2007 года решение отменено. С Минфина Республики Саха (Якутия) за счет казны Республики Саха (Якутия) в пользу предпринимателя Багдасаряна М.Н. взыскано 3 378 287 рублей.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2007 решение от 21 ноября 2006 года, постановление от 22 февраля 2007 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Решением от 2 апреля 2008 года, оставленным без изменения постановлением от 15 июля 2008 года исковые требования в полном объеме удовлетворены за счет казны Республики Саха (Якутия).

В кассационной жалобе на указанные судебные акты Министерство финансов Республики Саха (Якутия) просит их отменить полностью, вынести новый судебный акт об отказе в иске к Республике Саха (Якутия).

Заявитель считает их незаконными, вынесенными при неполно выясненных обстоятельствах дела с нарушением норм процессуального права (статей 9, 47, 49, 65, 289, 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и неправильным применением норм материального права (статей 196, 199, 200, 201 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона “О бюджетной классификации“).

По его мнению, суд не установил,
кто является главным распорядителем средств республиканского бюджета по отношению к основному должнику и неправильно применил нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 3 378 287 рублей долга по исполнительному листу ГУ “Дирекция по строительству при Министерстве строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия)“.

В обоснование иска указано на невозможность взыскания долга с указанного государственного учреждения - основного должника в обязательстве.

Правовым основанием указаны статьи 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-2775/00 от 19 октября 2000 года ГУ “Дирекция по строительству при Министерстве строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия)“ обязано уплатить коммерческому предприятию “Лесная межхозяйственная передвижная механизированная колонна“ 3 378 287 рублей долга, выдан исполнительный лист N 001402.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 9 августа 2004 года по указанному делу произведена замена взыскателя КП “Лесная межхозяйственная передвижная механизированная колонна“ на предпринимателя Багдасарян М.Н.

В порядке исполнения решения суда по вышеуказанному делу Якутским городским подразделением Службы судебных приставов Республики Саха (Якутия) было возбуждено исполнительное производство, но в связи с отсутствием денежных средств и невозможностью взыскания суммы задолженности исполнительное производство окончено.

Поскольку основной должник не исполнил судебное решение, истец обратился с требованиями в порядке субсидиарной ответственности к Министерству финансов Республики Саха (Якутия).

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником
для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

ГУ “Дирекция по строительству при Министерстве строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия)“ создано постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.1995 N 302 и в соответствии с пунктом 1.2 Положения от 09.08.1995 является государственным учреждением и отнесена к ведению Министерства строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия).

В соответствии с Положением от 09.08.1995 задания для ГУ “Дирекция по строительству при Минстрое Республики Саха (Якутия)“ определяет Министерство строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия).

Министерство строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) переименовано Указом Президента Российской Федерации от 11.02.03 N 798 и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.03.03 N 171 в Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия).

В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации, предъявляемым
в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) N 105-р от 05.02.2003 “Об утверждении перечня главных распорядителей и прямых получателей средств республиканского бюджета на 2003 год“ Министерство финансов РС(Я) определено главным распорядителем бюджетных средств, Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) - прямым получателем.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.02.2007 N 48 признано утратившим силу распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.02.2003 N 105-р, а также установлено, что Сводный реестр распорядителей и получателей средств республиканского бюджета ведется Министерством финансов Республики Саха (Якутия).

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.10.2006 N 1280-р и распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 22.11.2006 N Р-3106 приняты решения о ликвидации ГУ “Дирекция по строительству при Министерстве строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия)“.

В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как разъяснено п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, в том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

При разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального)
учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.

Таким образом, субсидиарным должником по обязательствам учреждения является Республика Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия).

Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.

С учетом изложенного, задолженность в пользу истца подлежит удовлетворению за счет казны Республики Саха (Якутия).

Арбитражный суд также пришел к выводу о том, что истец обратился с иском в пределах срока исковой давности.

В связи с изложенным, доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как необоснованные и направленные на переоценку выводов суда первой и второй инстанций, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Обжалуемые судебные акты в порядке пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения как
принятые в соответствии с действующими нормами права и не противоречащие имеющимся в материалах дела доказательствам и установленным судами обстоятельствам.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2008 года по делу N А58-4273/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.И.КУЛАКОВ

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Л.М.СОКОЛОВА