Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2008 N А33-15415/07-Ф02-4151/08 по делу N А33-15415/07 Суд правомерно отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным решения, которым налогоплательщику отказано в возмещении НДС, так как исходил из отсутствия документального подтверждения связи между направленным налогоплательщиком на экспорт товаром и товаром, приобретенным у поставщика по договору поставки лесоматериалов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2008 г. N А33-15415/07-Ф02-4151/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Юдиной Н.М.,

судей: Брюхановой Т.А., Парской Н.Н.,

стороны участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Тайга“ на решение от 21 января 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 14 мая 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-15415/07 (суд первой инстанции: Лапина М.В., суд апелляционной инстанции: Первухина Л.Ф., Борисов Г.Н., Бычкова О.И.)

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Тайга“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному
району г. Красноярска (далее - инспекция) о признании недействительным решения N 16-20/1012 от 02.08.2007.

Решением от 21 января 2008 года Арбитражного суда Красноярского края в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением от 14 мая 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просят судебные акты в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным решения N 16-20/1012 от 02.08.2007 в части отказа обществу в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 251282 рубля.

По мнению заявителя кассационной жалобы, исходя из условий заключенного договора поставки с ООО “Мера“ обязанность по доставке лесоматериала до места погрузки в вагоны лежала на поставщике, в связи с чем покупателю (обществу) товарно-транспортные накладные не выдаются и оприходование производится на основании товарных накладных формы ТОРГ-12.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция отклонила изложенные в ней доводы, считает принятый судебный акт в обжалуемой части законным и обоснованным.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки, представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2007 года инспекцией принято решение N 16-20/1012 от 02.08.2007,
которым обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 542555 рублей 17 копеек.

Считая указанное решение инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части, исходили из отсутствия документального подтверждения связи между направленным обществом на экспорт товаром и товаром, приобретенным у ООО “Мера“ по договору поставки лесоматериалов.

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.

Исходя из пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса, в отношении операций
по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Следовательно, правомерность применения вычетов по налогу на добавленную стоимость должен доказать налогоплательщик. При этом данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции и представляемых налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на осуществление налоговых вычетов.

В подтверждение правомерности заявленных налоговых вычетов общество представило в инспекцию договор о поставке лесопродукции, заключенный с поставщиком ООО “Мера“, счета-фактуры, выставленные этими поставщиком и товарные накладные формы ТОРГ-12.

Пунктом 1 постановления от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установлено, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

По результатам встречной проверки поставщика общества инспекцией установлено, что ООО “Мера“ налог в бюджет не уплачивает, не имеет транспортных и основных средств, численности работников.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, о необоснованности налоговой выгоды может свидетельствовать отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности
в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.

Исходя из условий заключенного обществом договора, доставка товара осуществлялась ООО “Мера“ до места погрузки товаров в вагоны.

Транспортные документы, подтверждающие факт доставки лесопродукции обществу указанным поставщиком, налогоплательщиком по требованию инспекции при проведении камеральной проверки не представлены. Такие документы не представлены обществом и при рассмотрении дела в суде.

Вместе с тем, согласно счетам-фактурам и товарным накладным, на основании которых налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость, грузополучателем продукции указано общество. Таким образом, общество являлось участником отношений по транспортировке груза.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Таким образом, данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке, перевозке и приемке груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам. Следовательно, счета-фактуры составляются на основе уже имеющихся первичных документов и должны отражать конкретные факты хозяйственной деятельности, подтверждаемые такими документами. Требования относительно порядка составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.

Учитывая, что обществом транспортные документы, подтверждающие факт доставки товара до места его погрузки, не представлены, а контрагент общества не имел необходимых условий для осуществления заявленных хозяйственных операций, инспекцией правомерно сделан вывод о необоснованности заявленной налогоплательщиком по поставщику ООО “Мера“ налоговой выгоды.

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют
имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, явились предметом рассмотрения в апелляционном суде и им дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 21 января 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 14 мая 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-15415/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ЮДИНА

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Н.Н.ПАРСКАЯ