Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2008 N А33-15507/07-Ф02-2142/08 по делу N А33-15507/07 Суд правомерно удовлетворил требования о признании незаконным бездействия фонда, выразившегося в невозврате расходов по государственному социальному страхованию, обязании возместить расходы, поскольку исходил из правомерного применения профсоюзной организацией районного коэффициента при определении размера единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2008 г. N А33-15507/07-Ф02-2142/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Новогородского И.Б.,

судей: Косачевой О.И., Первушиной М.А.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 18 января 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-15507/07 (суд первой инстанции: Лапина М.В.),

установил:

первичная профсоюзная организация “РУСАЛ Красноярск“ (профсоюзная организация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования
Российской Федерации (фонд) о признании незаконным бездействия фонда, выразившегося в невозврате профсоюзной организации 2086 рублей 33 копеек и об обязании фонда возместить профсоюзной организации расходы на выплату пособий по государственному социальному страхованию в указанной сумме.

Решением от 18 января 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены.

Законность и обоснованность решения суда в апелляционной инстанции не проверялись.

Фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, к размерам пособий по государственному социальному страхованию следует применять районный коэффициент 1,2, а не 1,3.

Профсоюзная организация представила отзыв на кассационную жалобу, в котором заявила о своем согласии с обжалуемым судебным актом.

Дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (телеграммы от 27.05.2008), однако своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи чем кассационная жалоба рассматривается без участия их представителей.

При рассмотрении кассационной жалобы в судебном заседании 27.05.2008 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10.00 часов 29.05.2008.

От сторон поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 30.08.2007 профсоюзная организация подала в фонд заявление о возмещении расходов на выплату пособий по государственному социальному страхованию за 3 квартал 2007 года в сумме 5021 рубля 17 копеек.

Платежным поручением от 06.09.2007 N 448032 фонд перечислил на счет
профсоюзной организации сумму возмещения в размере 2934 рублей 51 копейки, что на 2086 рублей 33 копеек меньше, чем было указано в вышеуказанном заявлении от 30.08.2007.

Считая, что бездействие фонда, выразившееся в невозврате расходов по государственному социальному страхованию в сумме 2086 рублей 33 копеек, нарушает его права и законные интересы, профсоюзная организация обратилась с вышеуказанным заявлением в Арбитражный суд Красноярского края.

Суд, удовлетворяя заявленные требования исходил из правомерного применения профсоюзной организацией районного коэффициента 1,3 при определении размера единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Статьей 4 Федерального закона от 19.05.1999 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ установлено, что выплата пособий по беременности и родам производится за счет Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 “Об основах обязательного социального страхования“ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие
трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ “Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году“ в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона N 234-ФЗ от 19.12.2006 “О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год“ предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 81-ФЗ от 19.05.1995 “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ предусмотрено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

При этом названные нормативные акты не указывают на возможность применения районных коэффициентов, установленных только федеральными законами Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1, 3
Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 4 названного Закона установлено, что источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации являются республиканский бюджет Российской Федерации, а также Фонд социального страхования Российской Федерации - для лиц, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и имеющих право на выплаты, связанные с санаторно-курортным лечением, в соответствии с положениями об указанных фондах.

В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка и с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.

В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ государственные гарантии и компенсации, предусмотренные
указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 “О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера“ исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Данная норма носит общий характер, и определяющим является то обстоятельство, что на соответствующей территории действуют районные коэффициенты.

На территории Красноярского края, в том числе на территории города Красноярска, действовали как минимальный (1,2), так и максимальный (1,3) размеры районных коэффициентов.

Во исполнение постановления от 04.02.1991 N 76 администрацией Красноярского края принято постановление от 21.08.1992 N 311-п “Об установлении районного коэффициента“, которым установлен единый районный коэффициент 1,3 вместо действующего коэффициента 1,2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края.

Данный нормативный правовой акт в установленном законодательством порядке не оспорен.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что при определении размера пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам профсоюзная организация правомерно применяла районный коэффициент, руководствуясь нормативным правовым актом Красноярского края.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта, принятого на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств и при правильном применении норм материального права.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18 января 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N
А33-15507/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

Судьи:

О.И.КОСАЧЕВА

М.А.ПЕРВУШИНА