Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2008 N А33-13358/07-Ф02-1907/08 по делу N А33-13358/07 Суд правомерно удовлетворил требования о признании недействительными решения и постановления в части взыскания пени, поскольку исходил из того, что налоговым органом нарушен порядок принудительного взыскания пеней.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2008 г. N А33-13358/07-Ф02-1907/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Юдиной Н.М.,

судей: Брюхановой Т.А., Косачевой О.И.,

стороны участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Красноярскому краю на решение от 25 января 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13358/07 (суд первой инстанции: Смольникова Е.Р.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Миллироволес“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Красноярскому краю
(далее - инспекция) о признании недействительными решения от 08.03.2007 N 1291 и постановления от 08.03.2007 N 1291 в части взыскания пени в сумме 213 234 рубля 74 копейки.

Решением от 25 января 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, при восстановлении процессуального срока судом не учтено, что подача жалобы обществом в вышестоящий налоговый орган не может служить доказательством уважительности пропуска срока для обращения в суд, тем более что подача жалобы в Управление не препятствовала совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки.

Заявитель также указывает, что факт неполучения обществом требования об уплате пени не имеет правового значения для разрешения спора по существу, так как предметом обжалования являются решение и постановление, а не требование.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что обществом обжалуются решение от 08.03.2007 N 1291 и постановление от 08.03.2007 N 1291 в части взыскания пени в сумме 213 234 рубля 74 копейки, принятые на основании не исполненных обществом требований от 25.12.2006 N 53026, 53027 в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные требования
общества, суд указал на нарушение инспекцией порядка принудительного взыскания пеней.

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Таким образом, изложенная процедура взыскания с налогоплательщика недоимки по налогу (сбору) и задолженности по пене включает в себя обязательное направление налоговым органом налогоплательщику требования об уплате соответствующих сумм налога и пени.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно пункту 4 названной статьи требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во
всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Как указано в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней.

Таким образом, законодателем на налоговый орган возложена обязанность по обоснованию указанного в направленном налогоплательщику требовании размера пеней.

На основании статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Следовательно, исходя из положений статей 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате пени должно быть направлено налогоплательщику одновременно с требованием об уплате налога и содержать информацию, позволяющую последнему определить, на какую недоимку и за какой период начислены пени, а также исходя из какой ставки.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.

Принудительное взыскание пеней
с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 Кодекса, производится в судебном порядке.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

В силу пункта 3 указанной статьи решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Пунктом 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что указанные положения применяются и при взыскании пени.

Из содержания вышеназванных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для принудительного взыскания пеней установлены тот же порядок и те же сроки, что для взыскания недоимки, на которую они начислены.

Следовательно, только на основании требования об уплате пеней с указанием суммы недоимки, на которую они начислены, и даты, с которой они начисляются (соответствующей следующему дню за установленным законодательством о налогах и сборах днем
уплаты налога), налоговой инспекцией может быть осуществлено принудительное взыскание пеней до даты исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате суммы налога, на которую они начислены.

Арбитражный суд Красноярского края, рассматривая спор по существу, указал, что налоговым законодательством не предусмотрено направление самостоятельного требования о взыскании пеней, а также установил, и данный факт подтверждается материалами дела и не оспаривается инспекцией, что требования N 53026, 53027 от 25.12.2006 вообще не направлялись налогоплательщику.

Таким образом, инспекция, нарушив право налогоплательщика на добровольное исполнение требований об уплате налога, не предоставив ему срока на уплату пени по требованиям N 53026, 53027 от 25.12.2006, вынесла решение от 08.03.2007 N 1291 о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и в последующем оспариваемое постановление от 08.03.2007 N 1291 N 13679 о взыскании пени за счет имущества налогоплательщика.

Кроме того, суд пришел к правомерному выводу о том, что требования N 53026, 53027 от 25.12.2006 вынесены с нарушением пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку требования налоговой инспекции об уплате пени не соответствуют налоговому законодательству, кассационная инстанция признает правильным вывод арбитражного суда, что и вынесенные в связи с их неисполнением решение о взыскании указанной в требованиях суммы пени за счет денежных средств на счетах в банке, а также постановление о взыскании пени за счет имущества налогоплательщика являются, соответственно, недействительными и незаконными.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает несостоятельными доводы, приведенные в кассационной жалобе, и не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от
25 января 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13358/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ЮДИНА

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

О.И.КОСАЧЕВА