Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2008 N А19-9382/06-9-13-Ф02-1883/08 по делу N А19-9382/06-9-13 Иск о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате электроэнергии, предусмотренных Законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“, удовлетворен правомерно, так как понесенные расходы были компенсированы истцу не в полном объеме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2008 г. N А19-9382/06-9-13-Ф02-1883/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Звечаровской Т.А.,

судей: Горячих Н.А., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании:

от истца - открытого акционерного общества “Иркутскэнерго“ - представителя Боргилова Р.А. (доверенность N 5851 от 01.01.2008),

от ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - представителя Талаева Д.В. (доверенность N 13-15.1/6 от 27.12.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2008 года по делу N А19-9382/06-9-13 (суд первой инстанции: Андриянова Н.П.),

установил:

открытое акционерное общество “Иркутскэнерго“ (далее - ОАО “Иркутскэнерго“)
обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области (далее - Иркутская область в лице Главного финансового управления) о взыскании 12 500 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате электроэнергии, предусмотренных Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, в исковом заявлении указаны: Департамент социальной защиты населения Черемховского городского муниципального образования (деле - ДСЗН ЧГМО), Черемховское городское муниципальное образование в лице финансового управления Черемховского городского муниципального образования (далее - ЧГМО в лице финансового управления).

Определением от 26 апреля 2006 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Черемховское городское муниципальное образование (далее - ЧГМО).

Определением от 26 ноября 2007 года Иркутская область в лице Главного финансового управления и ЧГМО исключены из числа ответчиков; ДСЗН ЧГМО в лице финансового управления исключен из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора; к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Российская Федерация), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Департамента социальной защиты населения Иркутской области по г. Черемхово и Черемховскому району (далее - УДСЗН), муниципальное образование “Город Черемхово“ в лице Финансового управления администрации г. Черемхово (далее - МО “Город Черемхово“) и Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области (далее - Иркутская область).

До принятия решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации увеличил размер исковых требований и просил взыскать с ответчика 173 202 руб. 4 коп. убытков за ноябрь - декабрь 2004 года.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2008 года по делу N А19-9382/06-9-13 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ N 334 имеет дату 22.05.2002, а не 22.05.2004.

Решение от 16 января 2008 года принято со ссылкой на пункт 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации; статью 10, пункт 1 статьи 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации; пункт “ж“ статьи 16, статью 17 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“; статью 47 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“; Закон Иркутской области от 24 декабря 2003 года N 74-оз “Об областном бюджете на 2004 год“; Закон Иркутской области от 10 октября 2005 года N 63-оз “Отчет об исполнении областного бюджета за 2004 год“; Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсации на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 334, действие которых продлено на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2004 года N 80; Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419.

Судебный акт мотивирован обязанностью ответчика за счет средств казны Российской Федерации компенсировать истцу убытки, причиненные недостаточным выделением денежных средств для покрытия расходов, связанных с предоставлением
реабилитированным гражданам льгот по оплате электроэнергии во исполнение Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе на решение от 16 января 2008 года Российская Федерация просит проверить законность принятого по делу судебного акта в связи с неправильным применением Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права.

Заявитель кассационной жалобы полагает, что расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, должны финансироваться за счет средств бюджетов муниципальных образований и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация указывает на то, что она в полном объеме выполнила свои обязательства по перечислению денежных средств, заложенных в федеральном бюджете на 2004 год на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Заявитель кассационной жалобы считает, что истцом не доказан размер убытков, поскольку он определен расчетным путем. Кроме того, судом необоснованно не привлечен к участию в деле надлежащий ответчик - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

ОАО “Иркутскэнерго“, УДСЗН, МО “Город Черемхово“, Иркутская область отзывы на кассационную жалобу не представили.

УДСЗН, МО “Город Черемхово“, Иркутская область о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 66917, 66918, 66919), однако своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель Российской Федерации подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ОАО “Иркутскэнерго“ указал на законность обжалуемого судебного акта.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным
судом Иркутской области норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда первой инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом “ж“ статьи 16 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ лица, подвергшиеся политическим репрессиям, имеют право на снижение на 50% размера оплаты за коммунальные услуги (в том числе за потребленную электроэнергию).

Судом первой инстанции установлено, что ОАО “Иркутскэнерго“ в ноябре - декабре 2004 года во исполнение Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ предоставило реабилитированным гражданам льготы по оплате электроэнергии. Понесенные в связи с этим расходы истцу не были возмещены, в связи с чем у него возникли убытки в размере 173 202 руб. 4 коп.

Объем средств, перечисленных в 2004 году из Фонда компенсации на финансирование расходов, предусмотренных Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, и запланированных Законом Иркутской области “Об областном бюджете на 2004 год“ для перечисления МО “Город Черемхово“, составил 682 000 руб.

Указанные денежные средства на исполнение обязательств по уплате льгот реабилитированным гражданам перечислены МО “Город Черемхово“ в полном объеме.

Вместе с тем, выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали реальные расходы истца.

Доказательства нецелевого использования Иркутской областью и МО “Город Черемхово“ полученных в 2004 году средств на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ в материалы дела не представлены.

В результате предоставления упомянутой льготы истцом недополучено 173 202 руб. 4 коп.

Данные расходы истца, понесенные в связи с предоставлением льгот реабилитированным гражданам по оплате электроэнергии, суд первой
инстанции обоснованно квалифицированы как убытки.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что истцом доказано наличие и размер убытков, возникших в результате неполного возмещения расходов по предоставлению льгот реабилитированным гражданам во исполнение Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“; компенсация понесенных истцом расходов должна осуществляться за счет средств федерального бюджета; надлежащим ответчиком по данному иску является Российская Федерация.

Данные выводы Арбитражного суда Иркутской области являются обоснованными.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22 июня 2006 года N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от
того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Судом первой инстанции установлено, что выделенных из федерального бюджета денежных средств оказалось недостаточно для покрытия расходов по предоставлению льгот реабилитированным гражданам в 2004 году.

Таким образом, вывод Арбитражного суда Иркутской области о том, что убытки должны возмещаться за счет средств бюджета Российской Федерации, является обоснованным.

Утверждая, что ОАО “Иркутскэнерго“ не доказало размер реально понесенных расходов, ответчик не представил каких-либо доказательств, опровергающих произведенный истцом расчет убытков.

Представленные истцом в обоснование исковых требований доказательства, свидетельствующие о понесенных им расходах по предоставлению реабилитированным гражданам льгот, оценены Арбитражным судом Иркутской области на предмет их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.

Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции при этом не допущено.

Оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2008 года по делу N А19-9382/06-9-13 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.

Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от
16 января 2008 года по делу N А19-9382/06-9-13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.ЗВЕЧАРОВСКАЯ

Судьи:

Н.А.ГОРЯЧИХ

Л.М.СОКОЛОВА