Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.05.2008 N А33-10274/07-Ф02-1802/08 по делу N А33-10274/07 Дело по заявлению о признании незаконным решения налогового органа о доначислении НДС, пени и штрафа передано на новое рассмотрение, поскольку судом не дана оценка счетам-фактурам на предмет достоверности указанных в них сведений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2008 г. N А33-10274/07-Ф02-1802/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Юдиной Н.М.,

судей: Брюхановой Т.А., Косачевой О.И.,

при участии в судебном заседании представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска Вернер Е.В. (доверенность от 04.05.2008 N 04-23),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска на решение от 16 октября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 9 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-10274/07 (суд первой инстанции: Петракевич Л.О., суд апелляционной инстанции: Первухина Л.Ф., Демидова Н.М., Дунаева Л.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью
“Восток-Лада-Красноярск“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска (далее - инспекция) о признании незаконным решения N 137 от 13.07.2007.

Решением от 16 октября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены.

Постановлением от 9 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку в счетах-фактурах налогоплательщик указан как грузополучатель, он должен был представить товарно-транспортные накладные, свидетельствующие о фактическом перемещении автомобилей.

Заявитель также указывает, что представленные в материалы дела доказательства противоречат друг другу и опровергают довод о реальном существовании автомобилей и реальности хозяйственных операций.

Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что инспекцией проведена камеральная проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2006 года.

По результатам проверки инспекцией принято решение N 137 от 13.07.2007 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде уплаты штрафа в сумме 1 011 902
рубля 60 копеек, а также доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 5 059 513 рублей 1 копейка и пени в сумме 305 757 рублей 44 копейки.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд.

Суды, удовлетворяя заявленные требования общества, пришли к выводу о том, что налогоплательщиком соблюдены все условия для применения налоговых вычетов, установленных статьями 169, 171, 172, 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

Между тем судами не учтено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 названного Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Исходя из пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 данного Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость налогоплательщик обязан доказать правомерность своих требований. При этом документы, представленные налогоплательщиком, должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает
правовые последствия.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке, перевозке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам. Следовательно, счета-фактуры составляются на основе уже имеющихся первичных документов и должны отражать конкретные факты хозяйственной деятельности, подтверждаемые такими документами. Требования к порядку составления счетов-фактур, установленные пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.

Вместе с тем судами не принято во внимание, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Как следует из обжалуемого решения инспекции, основанием для отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по налоговой декларации за декабрь 2006 года послужили следующие обстоятельства: спорные автомобили приобретались обществом по следующей цепочке поставщиков: ОАО “АвтоВАЗ“ - ОАО “Красноярск-Лада“ (региональный представитель ОАО “АвтоВАЗ“) - ЗАО “Восток-Лада“ - ООО “Уренгой Моторс“ - ООО “Восток-Лада-Красноярск“; налогоплательщиком не подтвержден факт реального получения товара от поставщиков ООО “Уренгой Моторс“ и ЗАО “Джи Эм-АвтоВАЗ“, поскольку отсутствуют товарно-транспортные накладные, акты приема-передачи товара, паспорта транспортных средств; из ответов ОАО “Красноярск-Лада“ на запросы налогового органа следует, что передача автомобилей ООО “Восток-Лада-Красноярск“ со
склада регионального представителя не производилась, договорные отношения между ОАО “Красноярск-Лада“ и ООО “Уренгой Моторс“ отсутствуют.

Судами установлено, что оприходование автомобилей осуществлено налогоплательщиком на основании товарных накладных.

Между тем, в материалах дела имеются счета-фактуры, где налогоплательщик указан грузополучателем.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, формы которых не предусмотрены в альбомах, должны содержать все обязательные реквизиты.

В соответствии с пунктами 2, 6 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР N 354/7, Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 10/998 от 30.11.83 “О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом“ перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы N 1-Т.

Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей по автомобилям, работающим по сдельным тарифам, также для расчетов за их перевозку и учета выполненной транспортной работы.

Товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78, товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного, определяющего взаимоотношения
грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей; транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей - заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные услуги по перевозке грузов.

Таким образом, товарно-транспортная накладная оформляется как оправдательный документ, подтверждающий оказание услуг по перевозке грузов либо подтверждающий перевозку грузов для нужд своего производства.

Учитывая изложенное, ни судом первой инстанции, ни апелляционным судом не дана оценка счетам-фактурам на предмет достоверности указанных в них сведений.

Таким образом, суды, отклонив каждый из доводов налогового органа в отдельности, не оценили все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, судебные акты подлежат отмене, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, с направлением дела на новое рассмотрение.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16 октября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 9 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-10274/07 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ЮДИНА

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

О.И.КОСАЧЕВА