Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2008 N А33-9227/07-Ф02-1824/08 по делу N А33-9227/07 Суд правомерно удовлетворил заявление о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за неуплату сумм налога, поскольку налогоплательщик правомерно применил вычеты по налогу в суммах, оплаченных реорганизованной организацией по отношению к налогоплательщику (правопреемнику).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2008 г. N А33-9227/07-Ф02-1824/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Юдиной Н.М.,

судей: Брюхановой Т.А., Косачевой О.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска на решение от 29 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 1 ноября 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-9227/07 (суд первой инстанции: Бескровная Н.С., суд апелляционной инстанции: Первухина Л.Ф., Бычкова О.И., Демидова Н.М.),

установил:

открытое акционерное общество “Красноярскэнергосбыт“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной
налоговой службы по Центральному району г. Красноярска (далее - инспекция) о признании незаконным ее решения N 678 от 04.04.2007.

Арбитражный суд Красноярского края решением от 29 августа 2007 года заявление общества удовлетворил.

Третий арбитражный апелляционный суд постановлением от 1 ноября 2007 года решение суда оставил без изменения.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.

Из кассационной жалобы следует, что ОАО “Красноярскэнергосбыт“ создано путем реорганизации ОАО “Красноярскэнерго“ в форме выделения. В связи с чем произошла перемена лиц по договорам аренды муниципального имущества, следовательно, права и обязанности по отдельным договорам перешли к выделившемуся ОАО “Красноярскэнергосбыт“.

Налоговый орган считает, что указанные суммы налога на добавленную стоимость переданы как кредиторская задолженность и ОАО “Красноярскэнергосбыт“ обязано было оплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость, поскольку обязанность по уплате в бюджет суммы налога на добавленную стоимость не исполнена, право на налоговый вычет ОАО “Красноярскэнергосбыт“ не имело.

Кроме того, инспекция в жалобе указывает, что поскольку ОАО “Красноярскэнергосбыт“ зарегистрировано при создании путем реорганизации ОАО “Красноярскэнерго“ в форме выделения 01.10.2005, а ОАО “Красноярскэнерго“ уплатило, как налоговый агент, налог на добавленную стоимость в бюджет 20.10.2005, то есть после создания вновь возникшего юридического лица, являющегося налогоплательщиком, следовательно, ОАО “Красноярскэнергосбыт“ не может иметь право на вычеты по налогу на добавленную стоимость.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 65598 от 17.04.2008, N 65599 от 15.04.2008), своих представителей в
судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Как видно из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт N 2278 от 06.03.2007 и принято решение N 678 от 10.04.2007 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предложении уплатить сумму доначисленных пени в размере 933 рубля 16 копеек.

Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования налогоплательщика, судебные инстанции, исходили из положений статьи 162.1 Кодекса во взаимосвязи с требованиями статей 169, 171, 172 Кодекса, в связи с чем пришли к правильному выводу о том, что общество правомерно применило вычеты по налогу в суммах, оплаченных ОАО “Красноярскэнерго“, являющимся по отношению к налогоплательщику (правопреемнику) реорганизованной организацией.

Из материалов дела следует, что ОАО “Красноярскэнергосбыт“ было создано 01.10.2005 года в результате реорганизации в форме выделения из состава ОАО “Красноярскэнерго“.

На основании разделительного баланса произошла перемена лиц по договорам аренды муниципального имущества по состоянию на 01.10.2005 года. Права и обязанности по отдельным договорам перешли к выделившемуся ОАО “Красноярскэнергосбыт“.

Так, в силу положений пункта 1 статьи 162.1 Кодекса при реорганизации организации в форме выделения вычетам у реорганизованной (реорганизуемой) организации подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные ею с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае перевода долга при реорганизации на правопреемника (правопреемников) по обязательствам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав. Вычеты сумм налога, указанных в настоящем пункте, производятся в полном объеме после перевода
долга на правопреемника (правопреемников) по обязательствам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав.

Согласно пункту 5 данной статьи в случае реорганизации организации независимо от формы реорганизации подлежащие учету у правопреемника (правопреемников) суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации и (или) уплаченные этой организацией при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету правопреемником (правопреемниками) этой организации в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом настоящего пункта, производятся правопреемником (правопреемниками) реорганизованной (реорганизуемой) организации на основании счетов-фактур (копий счетов-фактур), выставленных реорганизованной (реорганизуемой) организации, или счетов-фактур, выставленных правопреемнику (правопреемникам) продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), а также на основании копий документов, подтверждающих фактическую уплату реорганизованной (реорганизуемой) организацией сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг), и (или) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг) правопреемником (правопреемниками) этой организации.

Пунктом 7 этой же статьи предусмотрено, что в случае реорганизации организации положения, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 настоящего Кодекса для принятия сумм налога к вычету или возмещению правопреемником (правопреемниками) реорганизованной (реорганизуемой) организации, считаются выполненными при наличии в счете-фактуре реквизитов реорганизованной (реорганизуемой) организации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО “Красноярскэнергосбыт“ зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица 01.10.2005, соответственно, с указанной даты была завершена реорганизация ОАО “Красноярскэнерго“.

Согласно выписке из вступительного баланса и других материалов дела (л.д. 107 - 112) обязательства по отношениям с арендодателями после реорганизации “Красноярскэнерго“ переданы правопреемнику ОАО “Красноярскэнергосбыт“ (л.д. 113 - 125, 145).

Вместе с тем, согласно платежному поручению N 503437 от 20.10.2005 (л.д. 106) налог на
добавленную стоимость был уплачен ОАО “Красноярскэнерго“.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая положения статей 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные инстанции правомерно указали, что пунктом 5 статьи 162.1 Кодекса прямо предусмотрено право правопреемника реорганизованной организации применить вычет по суммам налога, предъявленным реорганизованной и (или) уплаченным этой организацией при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), при условии, что эти суммы налога не предъявлены реорганизованной организацией к вычету.

При этом факт уплаты ОАО “Красноярскэнерго“ налога на добавленную стоимость 63 028 рублей, а также факт неприменения ОАО “Красноярскэнерго“ вычета по налогу на добавленную стоимость налоговым органом не оспаривается.

Следовательно, судами сделан обоснованный вывод о незаконности оспариваемого решения N 678 от 10.04.2007 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и начислении пени.

При таких обстоятельствах суды на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовали имеющиеся в деле доказательства, дали им надлежащую оценку, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены принятых по делу судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 29 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 1 ноября 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-9227/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ЮДИНА

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

О.И.КОСАЧЕВА