Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.03.2008 N А33-9252/07-Ф02-765/08 по делу N А33-9252/07 Заявление о признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией удовлетворено правомерно, поскольку заявителем представлен в регистрирующий орган ликвидационный баланс, содержащий сведения об отсутствии кредиторской задолженности, и ответчиком не были предъявлены требования о погашении кредиторской задолженности до утверждения промежуточного баланса.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 марта 2008 г. N А33-9252/07-Ф02-765/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Смоляк Л.И.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Красноярскому краю на решение от 21 сентября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 29 ноября 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-9252/07 (суд первой инстанции: Путинцева Е.И.; суд апелляционной инстанции: Шошин П.В., Магда О.В., Гурова Т.С.),

установил:

закрытое акционерное общество “Юг“ (далее - ЗАО “Юг“, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Красноярскому краю (далее - налоговая инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 04.04.2007 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности ЗАО “Юг“ в связи с его ликвидацией.

Решением суда первой инстанции от 21 сентября 2007 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 29 ноября 2007 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

Заявитель жалобы не согласен с выводом судов об отсутствии у налоговой инспекции оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, как не основанном на фактических обстоятельствах дела, указывая на то, что основанием для отказа в государственной регистрации послужило не только непредставление ликвидационного баланса, но и наличие у общества значительной задолженности, что было отражено в оспариваемом решении.

По мнению заявителя жалобы, в ликвидационном балансе общества не отражена сумма задолженности по обязательным платежам, что не было учтено судом.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 28472, 28473 от 22.02.2008), своих представителей в судебное заседание не направили, налоговая инспекция ходатайствовала о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя, в связи с чем дело рассматривается без участия представителей сторон.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ЗАО “Юг“ зарегистрировано администрацией города Минусинска Красноярского края 04.02.1993 за N 391, в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) налоговой инспекцией внесена запись 04.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1022401536893, что подтверждается свидетельством серии 24 N 000854467.

Согласно протоколу N 7 внеочередного общего собрания акционеров ЗАО “Юг“ от 04.11.2006 акционерами принято решение о ликвидации ЗАО “ЮГ“. Ликвидатором назначен Турусин А.Я.

В соответствии со свидетельством от 13.11.2006 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации общества.

Свидетельством от 13.11.2006 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.

Свидетельством от 05.03.2007 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

20.03.2007 ЗАО “ЮГ“ ценным письмом с описью вложения направило в адрес налоговой инспекции заявление о государственной регистрации юридического лица - ЗАО “Юг“ в связи с его ликвидацией. К заявлению приложены ликвидационный баланс общества, документ об уплате государственной пошлины, сообщение о закрытии расчетного счета общества.

04.04.2007 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности ЗАО “Юг“ в связи с его ликвидацией, поскольку среди представленных для государственной регистрации документов отсутствовал ликвидационный баланс, подтверждающий завершение всех расчетов с кредиторами, по сообщению налогового органа ЗАО “Юг“ имеет задолженность по состоянию на 01.04.2007
в размере 1 090 755,56 руб., в том числе по налогам 748 333,11 руб.

Считая принятое налоговой инспекцией решение от 04.04.2007 не соответствующим требованиям статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации), общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, поскольку ликвидатором общества выполнены требования пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации; обществом правомерно представлен в регистрирующий орган ликвидационный баланс, содержащий сведения об отсутствии кредиторской задолженности, поскольку налоговой инспекцией не были предъявлены требования о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке до утверждения промежуточного баланса.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 21 Закона о регистрации, статьями 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и оставляя решение суда без изменения, признал выводы суда первой инстанции правомерными, поскольку налоговой инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о предъявлении к обществу требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и
устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В статье 23 Закона о регистрации содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которым одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в статье 21 Закона о регистрации, согласно которой в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

ликвидационный баланс;

документ об уплате государственной пошлины;

документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом
2 статьи 11 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“.

Как установлено обеими судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, обществом в регистрирующий орган были представлены все необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица документы, предусмотренные частью 1 статьи 21 Закона о регистрации.

Порядок и содержание действий ликвидационной комиссии по ликвидации юридического лица регламентированы статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ликвидационная комиссия, завершая текущие дела ликвидируемого юридического лица, помещает в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, составляет промежуточный и ликвидационный баланс.

В сообщении о ликвидации юридического лица, помещенном в органе печати, определяется порядок и срок заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации.

Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер.

В силу статьи 64 Гражданского кодекса налоговый орган является кредитором и требования об уплате обязательных платежей в бюджет включаются в общий список требований кредиторов указанного общества в порядке установленной очередности.

Согласно положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога является направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в
десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, налоговой инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о предъявлении к обществу требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке, в том числе направления обществу требования об уплате налога в установленные законодательством сроки, проведения налоговой проверки ликвидируемого юридического лица, обращения с иском в суд; до вынесения оспариваемого решения регистрирующим органом были внесены записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации, формировании ликвидационной комиссии, составлении промежуточного ликвидационного баланса общества.

При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, поскольку налоговая инспекция, не реализовавшая свое право на предъявление к обществу требований о погашении задолженности в установленном законом порядке, не вправе осуществлять его при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, получившим надлежащую правовую оценку в судебных актах в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

У суда кассационной инстанции, исходя из пределов его компетенции, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют правовые основания для переоценки фактических обстоятельств дела и выводов судов.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, по данному делу не установлено.

При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный
суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 21 сентября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 29 ноября 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-9252/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.И.СМОЛЯК

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

М.М.ШЕЛЕМИНА