Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2008 N А19-16336/07-Ф02-595/08 по делу N А19-16336/07 Заявление о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот в виде бесплатного проезда военнослужащими на муниципальном пассажирском транспорте, удовлетворено правомерно, поскольку возмещение расходов, понесенных заявителем в связи с предоставлением ветеранам услуг по бесплатному проезду на муниципальном автотранспорте, не производилось.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2008 г. N А19-16336/07-Ф02-595/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Воробьевой Н.М.,

судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании представителя муниципального унитарного предприятия “Иркутскавтотранс“ - Козубской О.В. (доверенность от 01.03.08),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 19 декабря 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16336/07 (суд первой инстанции: Андриянова Н.П.),

установил:

муниципальное унитарное предприятие (МУП) “Иркутскавтотранс“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 5 265 000 рублей - расходов,
связанных с предоставлением льгот в виде бесплатного проезда военнослужащими на муниципальном пассажирском транспорте в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих“ за период с 01.10.04 по 31.12.04.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 декабря 2007 года иск удовлетворен. С Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 5 265 000 рублей.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции от 19 декабря 2007 года не проверялось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Как полагает заявитель кассационной жалобы, суд применил Инструкцию по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью авто и электротранспорта, утвержденную постановлением Госкомстата от 31.10.02 N 207, которая не зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации. Представленные истцом отчеты о количестве перевезенных пассажиров не могут служить допустимыми доказательствами, поскольку подписаны в одностороннем порядке только истцом. Размер расходов истцом не доказан.

МУП “Иркутскавтотранс“ в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонило, указав на их необоснованность.

Присутствующий в судебном заседании его представитель подтвердил возражения, изложенные в отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и норм процессуального права при принятии обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не
находит оснований для его отмены.

Согласно иску заявлено требование о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот в виде бесплатного проезда военнослужащих в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих“.

В обоснование заявленных требований истцом представлены копии: муниципального контракта на предоставление бесплатного проезда, перечня количества лиц, пользующихся правом бесплатного проезда, отчетов о количестве перевезенных пассажиров по Федеральному закону “О статусе военнослужащих“ за октябрь - декабрь 2004 года, постановления мэра г. Иркутска “О тарифах на перевозку пассажирским автотранспортом г. Иркутска“, а также расчет суммы иска.

При этом истец указал, что во исполнение Федерального закона “О статусе военнослужащих“ предоставлял ветеранам услуги по бесплатному проезду. Возмещение расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением ветеранам услуг по бесплатному проезду на муниципальном автотранспорте, в 2004 году не производилось.

Считая, что Российская Федерация не выполнила возложенные на нее обязанности по финансированию Федерального закона “О статусе военнослужащих“ надлежащим образом, МУП “Иркутскавтотранс“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Возражая против заявленного требования, Министерство финансов Российской Федерации указало на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, истцом не доказан состав гражданского правонарушения, не доказан размер исковых требований.

Исследовав доводы и возражения сторон, суд признал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области.

В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона “О статусе военнослужащих“
военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения.

Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.00 N 354 “О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества“ возмещение транспортным организациям расходов, связанных с проездом военнослужащих, производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.

Учитывая, что ответчик не представил доказательств финансирования льгот в спорный период, предусмотренных Федеральным законом “О статусе военнослужащих“, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.

Согласно пункту 12 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.

Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, повлекло возникновение у МУП “Иркутскавтотранс“ убытков.

Арбитражный суд Иркутской области, исследовав представленные сторонами доказательства, правомерно установил, что Российская Федерация не исполнила надлежащим образом свои обязательства по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О статусе военнослужащих“, и признал требования МУП “Иркутскавтотранс“ о взыскании убытков с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обоснованными.

Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих“ и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.

Доводы заявителя были
предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено. Взыскание понесенных истцом расходов соответствует закону и сложившейся судебной практике (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23).

Размер понесенных истцом расходов произведен на основании Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной постановлением Госкомстата России от 31.10.02 N 207. Таким образом, довод заявителя о недоказанности истцом размера понесенных расходов направлен на переоценку доказательств по делу, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, субъекты ответственности, размер убытков.

При таких обстоятельствах судебный акт вынесен с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 19 декабря 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16336/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Судьи:

В.И.КУЛАКОВ

Л.М.СОКОЛОВА