Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.12.2008 по делу N А55-3382/2008 Не начисляются пени на сумму недоимки, не погашенную в связи с тем, что у страхователя приостановлены операции на счетах в банке или наложен арест на имущество.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2008 г. по делу N А55-3382/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах города Самары, г. Самара,

на решение от 29.05.2008 Арбитражного суда Самарской области и постановление от 12.09.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-3382/2008,

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия “Самарский электромеханический завод“, г. Самара, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах города Самары, г. Самара, о признании недействительными требования и решения,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Самарский электромеханический завод“ (далее предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с
заявлением о признании недействительными требования N 1075 и решения N 33 от 30.01.2008 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах города Самары (далее управление пенсионного фонда).

Решением от 29.05.2008, оставленным без изменения постановлением от 12.09.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, требования предприятия удовлетворены.

Управление Пенсионного фонда, обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, просит их отменить, в удовлетворении заявления предприятия отказать.

Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда в адрес предприятия направлено требование N 1075 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 24.12.2007, в котором отражена недоимка по пеням за 3 квартал 2007 года в сумме 549 298,81 рублей.

Данную недоимку управление предложило предприятию погасить в срок до 09.01.2008.

В связи с истечением срока исполнения требования N 1075 от 24.12.2007 Управлением Пенсионного фонда 30.01.2008 принято Решение N 33 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя, которым взыскана недоимка пени в сумме 549 298,81 рублей.

Судебные инстанции, признавая недействительными требование и решение управления, правомерно исходили из следующего.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об
уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие ей пени.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В соответствии со ст. 25.1 ФЗ “Об обязательном пенсионном страхования в Российской Федерации“ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Пунктом 2 ст. 25.1 ФЗ N 167-ФЗ установлено, что в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.

Согласно пунктам 5.6.8 ст. 25.1 ФЗ N 167-ФЗ в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере
и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате. В решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указываются основании взыскания и размер взыскиваемой суммы со ссылкой на соответствующие статьи нормативных правовых актов, документы и иные сведения, которые подтверждают наличие недоимки, пеней и штрафов, а также срок, в течение которого плательщик вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий орган страховщика или в арбитражный суд.

Согласно ст. 26 ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня. следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя.

Пунктом 6 ст. 26 ФЗ N 167-ФЗ указано, что сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Суд первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о том, что
требование N 1075 по состоянию на 24.12.2007 года не соответствует ст. 69 НК Российской Федерации, ст. 25.1 ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, так как не содержит сведений о сумме задолженности на которую начислены соответствующие пени, сроке уплаты причитающейся суммы недоимки по страховым взносам, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания страховых взносов, начисления пеней.

Представленный расчет суммы пени так же не подтверждает сумму пени, указанную в оспариваемом требовании, на основании которого вынесено оспариваемое решение: требование составлено по задолженности по пени за 3 квартал 2007 года, расчет же пени свидетельствует об ином расчетном периоде.

Из представленных органом Пенсионного фонда доказательств невозможно проверить расчет пени, а также соблюдение сроков, установленных налоговым законодательством.

Органом Пенсионного фонда не представлены документы, подтверждающие наличие задолженности и правильности начисления пеней за 3 квартал 2007 года, подтверждения пеней, а также документы, подтверждающие фактическую обязанность заявителя по уплате задолженности по страховым взносам, на которую начислены суммы пени.

В п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 “О применении части первой Налогового кодекса РФ“ указано, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.

Представленными документами в совокупности не доказано соответствие оспариваемого требования фактической обязанности заявителя по уплате недоимки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ пени начисляются
за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя.

Вместе с тем в материалы дела представлены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках, таким образом судебные инстанции правомерно указали, что у фонда в силу положений пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ отсутствовали основания для начисления пени в период приостановления операций по счетам. Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, при вынесении обжалуемых судебных актов суд первой и апелляционной инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права. В связи с этим кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

постановил:

решение от 29.05.2008 Арбитражного суда Самарской области и постановление от 12.09.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-3382/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах города Самары, г. Самара, в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.