Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.11.2008 по делу N А06-3145/2008 Поскольку администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба, отказ налогового органа произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов является незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2008 г. по делу N А06-3145/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани на решение от 30.06.2008 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-3145/08

по исковому заявлению открытого акционерного общества “Военно-страховая компания“ в лице Астраханского филиала, город Астрахань, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани, о взыскании суммы долга,

третье лицо - Пенсионный фонд Российской Федерации по Кировскому району города Астрахани,


установил:

открытое акционерное общество “Военно-страховая компания“ в лице Астраханского филиала, город Астрахань, обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани, о взыскании суммы долга.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель изменил исковые требования: просил обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 76 000 руб. и проценты за нарушение срока возврата в сумме 5 168 руб.

Решением от 30.06.2008 Арбитражного суда Астраханской области заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, ОАО “Военно-страховая компания“ обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы, однако ответчик отказал в возврате. В обоснование отказа указал, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не относятся к налогам и их возврат в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть осуществлен.


Не соглашаясь с доводами налогового органа, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В пункте 1 статьи 25 названного Федерального закона предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Согласно пунктам 7, 9 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о зачете (возврате).

В силу пункта 14 статьи 78 НК РФ правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.


Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, который в силу статьи 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначается для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Страховые взносы, как на выплату страховой части трудовой пенсии, так и накопительной части трудовой пенсии, зачисляются в один и тот же государственный внебюджетный фонд.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты обязательных платежей осуществляют администраторы поступлений в бюджет. Они ведут начисление, учет и взыскание, а также принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Пунктом 18 “Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации“, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 этого Порядка взаимодействие федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.


С учетом вышеизложенного вывод суда о наличии у инспекции полномочий на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является правильным.

Иное толкование приведенных выше норм не соответствует их содержанию и противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N N 2776/06 и 4240/06.

В данном случае судом установлено, что ООО “Военно-страховая компания“ платежными поручениями N 698 от 14.08.07 г. и N 834 от 12.09.07 г. перечислило страховые взносы в пенсионный фонд на накопительную часть, в связи с чем образовалась излишне уплаченная сумма в размере 76.000 рублей, что подтверждается письмом Управления (государственное учреждение) Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Астрахани N 10/6395 от 02.11.07 г.

Данный факт ответчиком не оспаривается.

При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы налогового органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебного акта.


Руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

постановил:

решение от Арбитражного суда Астраханской по делу N А06-3145/2008-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.