Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.11.2008 по делу N А55-8864/08 Услуги по договорам транспортной экспедиции, в том числе услуги по аренде и ремонту цистерн, непосредственно связанные с работами по сопровождению, транспортировке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, подлежат согласно п/п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ обложению НДС по налоговой ставке 0 процентов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2008 г. по делу N А55-8864/08

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.08 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.08 по делу N А55-8864/08

по заявлению Закрытого акционерного общества “Юкос-Транссервис“ о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 05.05.08 N 12-15/2860/36,


установил:

Закрытое акционерное общество “Юкос-Транссервис“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании недействительным решения N 12-15/2860/36 от 05.05.08 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплаты недоимки по НДС в размере 13 547 085 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.07.08, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.08, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права.

По мнению заявителя жалобы Общество при подтверждении ставки 0% в перечень затрат по транспортно-экспедиционному обслуживанию экспортных грузов неправомерно включило затраты по аренде вагоноцистерн и работы по ремонту вагоноцистерн, поскольку услуги по аренде и ремонту не относятся к услугам по сопровождению и экспедированию товаров.

Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки представленных ЗАО “Юкос-Транссервис“ первичной и уточненной налоговых деклараций по НДС по ставке 0% за май 2007 года было принято решение N 12-15/2860/36 от 05.05.08 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым установлен факт неуплаты налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в размере 13 547 085 руб. по сроку уплаты 20.06.07 в результате завышения налоговых вычетов по экспорту в указанном размере, налогоплательщику предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета


Налоговый орган обосновал свое решение тем, что Общество при подтверждении ставки 0% в перечень затрат по транспортно-экспедиционному обслуживанию экспортных грузов неправомерно включило затраты по аренде вагоноцистерн в сумме 41 659 099 руб. (НДС 6 354 849 руб.) и работы по ремонту вагоноцистерн в сумме 12 731 510 руб. (НДС 1 942 227 руб.), всего в сумме 54 391 075 руб. (НДС 8 297 076 руб.), поскольку услуги по аренде и ремонту не относятся к услугам по сопровождению и экспедированию товаров. В связи с этим, по мнению налогового органа, обороты по сдаче в аренду цистерн и реализации ремонтных работ в сумме 54 391 075 руб. подлежали обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации по ставке 18%, а сумма НДС по аренде цистерн и ремонту вагоноцистерн в размере 8 297 076 руб. может быть предъявлена к вычету в соответствии со статьями 171 - 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с решением налогового органа в части предложения уплаты недоимки по НДС в размере 22 461 728 руб., Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и сделали правильный вывод о том, что у налогового органа по результатам проведенной проверки отсутствовали правовые основания для предложения Обществу уплатить недоимку по НДС в сумме 13 547 085 руб.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации обложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров. В силу абзаца второго подпункта 2 положения этого пункта распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Для подтверждения права на применение ставки 0% налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, указанные в пункте 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно:


1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы территории Российской Федерации и (или) ввезен на территорию Российской Федерации. Указанная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса). Положения настоящего подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных подпункта 4 пункта 1 настоящей статьи.

Судом установлено, что налогоплательщик представил копии договоров транспортной экспедиции, заключенные с ООО “ЮКОС Экспорт Трейд“, с ОАО “НК “Роснефть“, с ОАО “Томскнефть“, с ООО “Трансойл“, ООО “Транспромсервис“; копии грузовых таможенных деклараций; копии товаросопроводительных документов; копии коносамента и поручений на погрузку груза; справки о распределении отгрузки на Россию и экспорт; справки по оплате по договорам, а также копии счетов-фактур и выписок банков; платежные поручения; договоры с поставщиками на оказание услуг; таблицу “Данные по конкретному предприятию экспортеру, подтверждающие льготное налогообложение по экспортным поставкам по отгрузке за декабрь 2005 года по г. Новокуйбышевску, по филиалам в г. г. Ангарске и Ачинске“.


Оплата транспортно-экспедиционных услуг производится в российских рублях по курсу ЦБ РФ на дату оказания услуг, транспортируемый товар поставляется в страны дальнего и ближнего зарубежья в железнодорожных цистернах, морских судах и автомобильным транспортом, выпуск товаров производился таможнями в соответствии с приведенным перечнем.

Таким образом, факт реального экспорта товаров, в отношении которых заявителем по представленным договорам транспортной экспедиции были оказаны транспортно-экспедиционные услуги, подтвержден представленными налогоплательщиком для проведения камеральной налоговой проверки документами в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации и налоговым органом не оспаривается.

Коллегия считает, что судебными инстанциями обоснованно не принят довод налогового органа о том, что обороты по сдаче в аренду цистерн и реализации работ по их ремонту в указанных размерах подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18%.

В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.


В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами (пункт 3 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение любых услуг, связанных с перевозкой груза, при этом перечень таких услуг законодателем не ограничен.

Кроме того, по смыслу статьи 805 Гражданского кодекса Российской Федерации экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Таким образом, действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам в рамках договоров транспортной экспедиции заключать договоры аренды цистерн и выполнения работ по их ремонту.

Судом установлено, что оказанные Обществом услуги по договорам транспортной экспедиции, в том числе услуги по аренде и ремонту цистерн, согласно представленным договорам транспортной экспедиции и аренды цистерн, счетам-фактурам, актам на выполнение работ-услуг, актам приема-передачи оказанных работ (услуг), актам сдачи-приемки ремонтных работ, платежным поручениям непосредственно связаны с работами по сопровождению, транспортировке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Следовательно, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации ЗАО “Юкос-Транссервис“ имело право на применение налоговой ставки 0%.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган, который принял акт, решение. Налоговым органом в нарушение требований названных норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств нарушения налогоплательщиком норм действующего налогового законодательства.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа


постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.08 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.08 по делу N А55-8864/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.