Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.11.2008 по делу N А55-8867/08 Поскольку предоставленные налогоплательщиком услуги по договорам транспортной экспедиции непосредственно связаны с работами по сопровождению, транспортировке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, то налогоплательщик при исчислении налога на добавленную стоимость правомерно применил налоговую ставку 0 процентов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2008 г. по делу N А55-8867/08

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 по делу N А55-8867/08

по заявлению закрытого акционерного общества “Юкос-Транссервис“, г. Новокуйбышевск Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным решения от 05.05.2008 N 12-15/2861/37,


установил:

ЗАО “Юкос-Транссервис“ (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения - л. д. 130) к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N 12-15/2861/37 от 05.05.2008 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части выводов о неуплате НДС в бюджет в результате завышения налоговых вычетов в размере 18 930 263 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2008 г. заявление Общества удовлетворено, оспариваемое решение налогового органа от 05.05.08 г. N 12-15/2861/37 в части выводов о неуплате налога в бюджет в результате завышения налоговых вычетов в размере 18 930 263 руб. и в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета признано недействительным.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые с нарушением норм материального права, в удовлетворении заявления Общества - отказать.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной камеральной проверки представленной ЗАО “Юкос-Транссервис“ 14.12.2007 уточненной налоговой декларации по НДС по ставке 0% за февраль 2007 налоговым органом было принято решение N 12-15/2861/37 от 05.05.2008 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения законодательства о налогах и сборах, которым установлен факт неуплаты налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в размере 18 930 263 руб. по сроку уплаты 20.03.2007 в результате завышения налоговых вычетов по экспорту, налогоплательщику предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решение налогового органа мотивировано тем, что заявитель фактически не является перевозчиком экспортных товаров, а оказываемые им услуги по аренде и работы по ремонту цистерн не относятся к услугам по сопровождению и экспедированию экспортируемых товаров. Обороты по данным услугам и работам в соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ подлежат обложению НДС по налоговой ставке 18%, а налоговые вычеты должны производиться в соответствии со ст. ст. 171 - 172 НК РФ. Налогообложение реализации данных услуг по ставке 0% в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогоплательщиком произведено неправомерно.


Данные выводы налогового органа обоснованно признаны судами первой и апелляционной инстанций ошибочными.

Из материалов дела и содержания оспариваемых решений налогового органа следует, что в представленной уточненной налоговой декларации заявитель отразил реализацию услуг по ставке 0% в размере 159 913 866 руб. и налоговые вычеты по операциям при оказании услуг, связанных с перевозкой (транспортировкой) экспортируемых товаров, по ставке 0% в размере 66 858 956 руб.

При подтверждении ставки 0% в перечень затрат по транспортно-экспедиторскому обслуживанию экспортных грузов ЗАО “Юкос-Транссервис“ включило затраты по аренде вагонов-цистерн в сумме 95 451 099 руб. и работы по ремонту вагонов-цистерн в сумме 9 717 031 руб.

В решении налогового органа отражено, что для проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщик представил документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ, в том числе копии договоров транспортной экспедиции, заключенные с ООО “ЮКОС Экспорт Трейд“, с ОАО “НК “Роснефть“, с ОАО “Томскнефть“, копии грузовых таможенных деклараций, копии товаросопроводительных документов, копии коносамента и поручений на погрузку груза, справку о распределении отгрузки на экспорт и Россию, справку о распределении отгрузки на Россию и экспорт, справку по оплате по договорам, копии счетов-фактур и выписок банков, платежные поручения, договоры с поставщиками на оказание услуг, таблицу “Данные по конкретному предприятию экспортеру, подтверждающие льготное налогообложение по экспортным поставкам по отгрузке за декабрь 2005 г по г. Новокуйбышевску, по филиалам в г. г. Ангарске и Ачинске“. В решении также отражено, что оплата транспортно-экспедиционных услуг производится в российских рублях по курсу ЦБ РФ на дату оказания услуг, транспортируемый товар поставляется в страны дальнего и ближнего зарубежья в железнодорожных цистернах, морских судах и автомобильным транспортом, выпуск товаров производился таможнями в соответствии с приведенным перечнем.

В соответствии с п/п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК России, налогообложение производится по налоговой ставке 0%.


Данное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров за пределы территории РФ.

Из содержания решения налогового органа следует, что указанные документы налогоплательщиком были представлены в полном объеме и в соответствии с установленными ст. 165 НК РФ требованиями, замечания по представленным документам в решении налогового органа не отражены, представленные ГТД соответствуют требованиям п/п. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ и являются подтверждающими документами для обоснования применения ставки 0%.

Таким образом, факт реального экспорта товаров, в отношении которых заявителем по договорам транспортной экспедиции были оказаны транспортно-экспедиционные услуги, представленными налогоплательщиком для проведения камеральной налоговой проверки документами применительно к положениям ст. 165 НК РФ подтвержден.

Налоговым органом данное обстоятельство не опровергается.

Судами первой и апелляционной инстанций правильно указано, что при принятии оспариваемого решения налоговым органом не учтены следующие обстоятельства.


Согласно положениям ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Кроме того, в качестве дополнительных услуг, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон.

Таким образом, экспедитор обязуется; выполнить или организовать выполнение любых услуг, связанных с перевозкой груза, при этом перечень таких услуг законодателем не ограничен.

В соответствии со ст. 805 ГК РФ экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.


В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.

Таким образом, закон не содержит норм, запрещающих сторонам в рамках договоров транспортной экспедиции заключать договоры аренды цистерн и выполнения работ по их ремонту.

Поскольку оказанные Обществом услуги по договорам транспортной экспедиции, в том числе услуги по аренде и ремонту цистерн, непосредственно связаны с работами по сопровождению, транспортировке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, то в соответствии с п/п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение оказанных исполнителем и оплаченных заказчиком услуг налогом на добавленную стоимость должно производиться по ставке 0%, о чем правомерно сделан вывод судами первой и апелляционной инстанций.

В связи с этим, довод налогового органа о том, что обороты по сдаче в аренду цистерн и реализации работ по их ремонту в общей сумме 105 168 130 руб. (95 451 099 руб. + 9 717 031 руб.) подлежат в соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18% в сумме 18 930 263 руб. правомерно признан судами первой и апелляционной инстанций необоснованным.

Таким образом, при вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все, представленные (сторонами), доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права. В связи с этим кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 по делу N А55-8867/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.