Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.11.2008 по делу N А49-2060/08 Для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо представляет пакет документов, предусмотренный п. 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ, в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения. При этом орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме вышеуказанных.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2008 г. по делу N А49-2060/08

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Пензы

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 10.06.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу N А49-2060/08

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. о к Главному управлению градостроительства и архитектуры г. Пензы, Администрации г. Пензы признании незаконными действий,


установил:

индивидуальный предприниматель Овчинкин Сергей Геннадьевич обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Главному управлению градостроительства и архитектуры г. Пензы, Администрации г. Пензы о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в неоформлении и неутверждении акта приемочной комиссии о завершении переустройства, и/или перепланировки, и/или иных работ переводимого помещения по адресу: г. Пенза, ул. Терновского, 158 “а“ - 1, а также об обязании оформить и утвердить акт приемочной комиссии о завершении переустройства, и/или перепланировки, и/или иных работ переводимого помещения по адресу: г. Пенза, ул. Терновского, 158 “а“ - 1.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 10.06.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация г. Пензы обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя жалобы судебные инстанции не приняли во внимание, что предприниматель не обращался в администрацию с заявлением об оформлении и утверждении акта приемочной комиссии. Следовательно, администрация не могла знать о существовании подобного обращения, соответственно, и не допустила незаконного бездействия. Кроме того, тот факт, что предприниматель обратился с соответствующим заявлением в Главное управление градостроительства и архитектуры г. Пензы, не может служить основанием для признания незаконным бездействия администрации, поскольку указанные органы являются самостоятельными юридическими лицами.

Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что Предприниматель являясь собственником квартиры N 1 в доме N 158 “а“ по ул. Терновского в городе Пензе (свидетельство о государственной регистрации права от 04.04.2007 серии 58 АА N 226327) принял решение о переводе указанной квартиры в нежилой фонд.


Постановлением Главы администрации г. Пензы от 14.06.2007 N 666/3 “О переводе квартиры N 1 жилого дома N 158 “а“ по ул. Терновского в нежилой фонд с целью ее эксплуатации в качестве магазина продовольственных товаров“, квартира, принадлежащая Предпринимателю, переведена в нежилой фонд.

Пунктом 2 данного Постановления предписывалось производить строительные работы в строгом соответствии с согласованным проектом, с соблюдением строительных норм и правил, по окончании строительных работ сдать объект приемочной комиссии в установленном порядке, обратиться в соответствующий орган для внесения соответствующих изменений в технический паспорт на здание, обратиться в соответствующий орган для внесения изменений в правоустанавливающие документы на недвижимость.

Предприниматель, выполнив все необходимые и предусмотренные законодательством действия и получив постановление о переводе жилого помещения в нежилой фонд, по рекомендации Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы оформил акт приемочной комиссии, который не был подписан ее председателем в связи с отсутствием согласия собственников жилого дома ТСЖ “Лидер“. В связи с этим акт приемочной комиссии, подтверждающий окончание перевода квартиры в нежилое помещение, до настоящего времени не оформлен и не утвержден Администрацией г. Пензы.

Посчитав, что бездействие ответчиков нарушает законные права и интересы предпринимателя, создает препятствие в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд.

Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и сделали правильный вывод о том, что оспариваемое бездействие ответчиков по вопросу окончания перевода квартиры в нежилое помещение является незаконным, поскольку оно не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.


Согласно статье 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилых помещений в нежилые осуществляется органом местного самоуправления.

В данном случае таким органом в силу статьи 33 Устава города Пензы, принятым Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 N 130-12/4, является Администрация города Пензы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

При этом, орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи (пункт 3 статьи 23).

Согласно пункту 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, подтверждающий принятие решения о переводе, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 названной статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в документе, подтверждающем принятие решения о переводе помещения.


Завершение указанных в части 8 данной статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещение в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (пункт 9 статьи 23).

Постановлением Главы администрации г. Пензы от 18.04.2006 N 367 утверждено Положение о порядке перевода нежилых помещений в жилые и жилых помещений в нежилые на территории г. Пензы, согласно пункту 1 которого перевод жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые осуществляется Администрацией города Пензы.

В силу статьи 34 Устава города Пензы Главное управление градостроительства и архитектуры города Пензы является органом местного самоуправления, подотчетным в своей деятельности Главе администрации города Пензы, а в случаях, предусмотренных настоящим Уставом, также Пензенской городской Думе. При этом, Администрация города Пензы осуществляет общее руководство деятельностью, координацию и контроль за работой указанного органа местного самоуправления города Пензы.

Статьей 35 Устава города Пензы установлено, что Главное управление градостроительства и архитектуры города Пензы, в том числе, рассматривает обращения граждан и юридических лиц по вопросам осуществления градостроительной деятельности и принимает решения в пределах своей компетенции; организует работу по переводу нежилых помещений в жилые и жилых помещений в нежилые, направляет уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое.

Пунктами 12 - 20 вышеназванного Положения предусмотрено, что если для использования помещения в новом качестве требуется проведение его переустройства и/или перепланировки и/или иных работ, завершение переустройства и/или перепланировки и/или иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, утверждаемым постановлением Главы администрации города Пензы. Постановление Главы администрации города Пензы об утверждении акта приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.


Судом установлено, что Предприниматель, выполнив все необходимые и предусмотренные законодательством действия и получив постановление о переводе жилого помещения в нежилой фонд, по рекомендации Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы оформил акт приемочной комиссии, который не был подписан ее председателем в связи с отсутствием согласия собственников жилого дома ТСЖ “Лидер“, о чем свидетельствует письмо от 31.03.2008.

В связи с этим акт приемочной комиссии, подтверждающий окончание перевода квартиры в нежилое помещение, до настоящего времени не оформлен и не утвержден Администрацией г. Пензы.

Вместе с тем в бланке акта приемочной комиссии, утвержденным постановлением Главы администрации города Пензы N 367 от 18.04.2006, не предусмотрено согласование собственников ТСЖ “Лидер“. Кроме того, из постановления Главы администрации г. Пензы N 666/3 от 14.06.2007 следует, что при переводе жилого помещения в нежилой фонд согласование собственников ТСЖ “Лидер“ было получено.

Таким образом, судебными инстанциями сделан правильный вывод, что оспариваемое бездействие ответчиков по вопросу окончания перевода квартиры в нежилое помещение является незаконным.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 10.06.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу N А49-2060/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.