Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 13.11.2008 по делу N А06-2340/08 Таможенный орган не обосновал необходимость корректировки таможенной стоимости экспортируемого товара, так как все представленные декларантом документы, подтверждающие правильность определения заявленной таможенной стоимости, позволяли признать таможенную стоимость вывозимого товара на основе цены сделки, в связи с этим требование об уплате таможенных платежей признано недействительным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2008 г. по делу N А06-2340/08

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни, г. Астрахань,

на решение от 27.05.2008 Арбитражного суда Астраханской области и постановление от 04.08.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А06-2340/08,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Газпром добыча Астрахань“, пос. Аксарайский Астраханской области, к Астраханской таможне, г. Астрахань, о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Газпром добыча Астрахань“ (ранее ООО “Астраханьгазпром“) (далее общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене требования Астраханской таможни N 155 от 03.04.2008
об уплате таможенных платежей и пени, возникших в связи с корректировкой таможенной стоимости.

Решением от 27.05.2008, оставленным без изменения постановлением от 04.08.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, заявление общества удовлетворено.

Астраханская таможня, обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, просит их отменить, в удовлетворении заявления общества отказать.

Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, 03.12.2003 обществом (продавец) и фирмой “Федкоминвест Монако С.А.М.“ (покупатель) заключен контракт N S7004-006 на поставку серы технической газовой комовой и гранулированной общим количеством в 2006 - 2007 годах 4 300 000 тонн +/-10% (опцион покупателя) ежегодно, в т.ч. 3 250 000 тонн серы гранулированной и 1 050 000 тонн серы комовой.

В соответствии с п. 1.3. контракта N S7004-006 от 03.12.2003 товар поставляется на условиях FСА - ст. Аксарайская 2 (Астраханская обл.) - при поставке железнодорожным транспортом и FАS - причал р. Бузан (Астраханская обл.) - при поставке водным транспортом.

Дополнением N 14 от 23.03.2007 к названному контракту установлена цена на серу при поставках железнодорожным транспортом, которая составила на серу комовую в размере 2,85 долларов США за метрическую тонну товара, на серу гранулированную - 3,80 долларов США за метрическую тонну, при поставках водным транспортом: сера комовая - 6,95 долларов США, сера гранулированная - 7,95 долларов США за метрическую тонну.

В рамках исполнения контракта N S7004-006 от 03.12.2003 на Аксарайский таможенный пост 30.04.2007 подана ГТД N 10311010/300407/0000526, по которой в режиме экспорта (ЭК-10) через таможенную границу Российской
Федерации перемещался товар (сера гранулированная в количестве 3020 470 кг) для дальнейшего направления в Тунис.

По ГТД N 10311010/300407/0000527, N 10311010/300407/0000529 в режиме экспорта (ЭК-10) через таможенную границу Российской Федерации в Монако на условиях FAS - причал р. Бузан перемещался товар: сера гранулированная в количестве 3 022 500 кг и сера комовая в количестве 4401 100 кг.

При таможенном оформлении обществом применен метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с вывозимыми товарами.

В ходе контроля таможенной стоимости вывозимого товара и при проведении специальной таможенной ревизии Астраханской таможней установлена взаимосвязь сторон по контракту от 03.12.2003 N S7004-006, т.е. совместное контролирование участниками сделки непосредственно или косвенно третьего лица.

Таможенный орган пришел к выводу о взаимосвязанности общества и фирмы “Федкоминвест Монако С.А.М.“ на том основании, что общество и “Федкоминвест Монако С.А.М.“ являются учредителями ООО СП “Интер-8“. Согласно Уставу участников названного общества размер доли общества в его уставном капитале составляет 33,86%, “Федкоминвест Монако САМ“ - 62,68%. Оборудование, используемое для грануляции серы, принадлежит ООО СП “Интер-8“ и передано в аренду обществу, вклад фирмы “Федкоминвест Монако С.А.М.“ в уставный капитал сформирован из указанного оборудования, предназначенного для гранулирования серы.

При проверке документов и сведений по заявленной таможенной декларации, Астраханская таможня пришла к выводу, что документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости ввиду недоказанности отсутствия взаимосвязи сторон по указанному контракту.

Дополнением N 1 к графе “Для отметок таможни“ ДТС-1 к вышеуказанной ГТД таможня предложила обществу в срок до 30.01.2008 определить таможенную стоимость иным методом, указав, что в соответствии с информацией ИАС “Мониторинг-анализ“ общества продает фирме “Федкоминвест Монако
С.А.М.“ серу по цене ниже, чем другим покупателям.

Согласно выводам акта специальной таможенной ревизии N 10311000/1403308/007 от таможенная стоимость вывозимого товара не может быть определена по методу стоимости сделки с вывозимыми товарами, так как установлена взаимосвязь участников сделки, и декларант не доказал отсутствие влияния данной взаимосвязи на цену сделки.

Таможенным органом принято решение об определении таможенной стоимости серы гранулированной, перемещенной через границу по ГТД N 10311010/300407/0000526, N 10311010/300407/0000527, N 10311010/300407/0000529 и их корректировке на основе расчетной стоимости исходя из предоставленных обществом бухгалтерских данных о суммах расходов, произведенных на производство.

В соответствии с требованием об уплате таможенных платежей N 155 от 03.04.2008 общество извещено о факте задолженности по уплате вывозной таможенной пошлины в сумме 119 595,69 руб. и пени 13 671,78 руб. за поставленную согласно вышеуказанной ГТД серу гранулированную.

Суды первой и апелляционной инстанции, признавая недействительным требование Астраханской таможни N 155 от 03.04.2008, правомерно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей. В отношении товаров, указанных в пункте 4 настоящей статьи, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном в этом пункте.

В соответствии с пунктом 32 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории России, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 500 (далее - Правила) определение таможенной стоимости методом сложения предполагает использование расчетной стоимости, которая складывается из сумм двух основных компонентов: суммы расходов в связи с производством
вывозимых товаров, и суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продаже товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары.

Суды пришли к правомерному выводу о невозможности применения в качестве основы определения таможенной стоимости расчетной стоимости товаров, определяемой по методу сложения, ввиду, отсутствия прибыли (основной компонент расчетной стоимости) от реализации производимого обществом товара “сера техническая газовая“, из-за чего расчет таможенной стоимости по методу сложения не может отразить соответствующую объективную стоимость товара, виде того, что расчеты фактической себестоимости реализованной продукции и прибыли производятся после определения себестоимости выпущенной продукции, путем расчета по средней цене, с учетом остатка на начало отчетного периода, о чем заявитель неоднократно информировал Аксарайский таможенный пост Астраханской таможни, как о причинах невозможности применения проверочных величин, установленных пунктом 12 Правил, для проверки таможенной стоимости экспортируемой серы.

Учет себестоимости произведенной продукции осуществляется для определения финансовых результатов деятельности заявителя и балансовой прибыли по конкретным затратам за конкретный отчетный период.

Таким образом, простое деление общей себестоимости на количество произведенной серы не дает точных сведений о затратах реализуемой серы ввиду невозможности ее идентификации.

Сведения о средней себестоимости серы, выработанной за период с октября 2006 по март 2007 (товара произведенного в указанный период, а не вывезенного) не могут быть использованы для определения таможенной стоимости серы комовой и серы гранулированной, отгруженной для вывоза в Северную Африку по ГТД N 10311010/300407/0000526, N 10311010/300407/0000527, N 10311010/300407/0000529.

Кроме того, отсутствуют товары того же класса или вида, производимые в России для вывоза в ту же страну что и оцениваемые товары, при продаже которых должно осуществляться сравнение сумм
прибыли и расходов в рамках данного метода, как это прямо указано в пункте 35 Правил.

В соответствии с пунктом 11 Правил факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости вывозимых товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства.

Астраханская таможня при принятии решения о невозможности использования метода по цене сделки для определения таможенной стоимости должна была учесть следующие обстоятельства, которые сложились на внутреннем и мировом товарном рынке серы и которые влияли и продолжают влиять на величину стоимости серы, поставляемой по контракту: ограниченную емкость внутреннего российского товарного рынка серы и ежегодное производство ООО “Астраханьгазпром“ серы в объемах, превышающих емкость российского рынка; складывающиеся, с учетом спроса и предложения, цены на серу на рынках Северной Африки (Марокко, Тунис, Египет, Израиль и т.д.); стоимость транспортных расходов при транспортировке серы с территории Российской Федерации на территорию стран Северной Африки; ограниченную емкость хранилищ серы, имеющихся у заявителя; объем серы, вырабатываемый ООО “Астраханьгазпром“, и невозможность сокращения этого объема в виду определенного технологического процесса добычи полезного ископаемого газопластовой смеси и производства основных видов продукции.

Общество информировало Аксарайский пост Астраханской таможни о том, что взаимосвязь между ООО “Астраханьгазпром“ и “Федкоминвест Монако САМ“ не повлияла на цену сделки по контракту.

Продажа товара по Контракту по цене ниже, чем другим покупателям, в том числе ниже себестоимости, объясняется объективными обстоятельствами, ситуацией, сложившейся на рынке, и не может являться основанием для вывода о влиянии взаимозависимости на цену сделки.

Кроме этого, техническая сера является неизбежным побочным продуктом при производстве основного продукта -
сухого отбензиненного газа, что обусловлено высоким содержанием сероводорода в пластовой смеси Астраханского газоконденсатного месторождения. Сокращение объемов производства серы, как и сверхнормативное накопление запасов серы, угрожает разгрузке всего Астраханского газового комплекса, и напрямую связано с сокращением объемов производства, что невозможно как по техническим, так и по экономическим причинам.

Таможенный орган в обоснование своих доводов указал, что Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 N 1461 и утвержденный им Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории России, утратили силу, законодательная база изменилась. Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 500 утверждены новые Правила определения таможенной стоимости товаров, которые изменили подход государства к определению таможенной стоимости вывозимых товаров, изменились обязанности декларанта.

Апелляционная коллегия правомерно указала, что изменения законодательной базы не коснулись основных принципов, установленных законодательством для определения таможенной стоимости. Основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки - цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения.

Не изменились и обстоятельства дела, заявитель оспаривает требование таможенного органа об уплате дополнительно начисленных таможенных платежей за один и тот же товар, поставленный на экспорт в рамках одного и того же Контракта, на тех же условиях, в ту же страну.

В судебных решениях по аналогичным спорам между заявителем и Астраханской таможней по поставкам того же товара, осуществленного в рамках того же Контракта N S7004-006, между теми же продавцом и покупателем, судами указывалось на необходимость таможенному органу учитывать объективные обстоятельства, влияющие на цену экспортируемой серы: емкость мирового рынка серы, стоимость серы на рынках стран покупателей, стоимость транспортных расходов, ежегодные объемы вырабатываемой обществом
серы и другие обстоятельства; судами установлено, что отдельно взятый факт реализации товара ниже его себестоимости, в убыток, без учета особенностей реализации, не может свидетельствовать о недобросовестности участника внешнеэкономической деятельности и о влиянии взаимосвязи на цену сделки.

Как следует из материалов дела, Астраханская таможня в качестве обоснования корректировки таможенной стоимости приводит несоответствие изменений контрактных цен уровню изменений мировых рыночных цен, и изменение Продавцом цены на серу при отсутствии колебаний цены на рынке.

Согласно представленному Астраханской таможней Справочнику цен мирового рынка ОАО “Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт“ (номера январь - декабрь 2006 г.) контрактная цена на серу в странах Северной Африки составляла 75 - 80 долларов США, с июля 2006 г. по апрель 2007 года цена упала и составляла 68 - 75 долларов США.

Таким образом, изменений цены на серу, отгружаемую ООО “Астраханьгазпром“, не было, цена удерживалась Ф.И.О. даже при ее падении на мировом рынке.

В пункте 12 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 содержится информация, которая может быть использована в качестве проверочных величин при определении таможенной стоимости товаров, вывозимых на основании сделки между взаимосвязанными лицами. Законодатель указал, что такой информацией может быть:

а) стоимость сделки при продаже идентичных или однородных товаров на вывоз из России в ту же страну покупателям, не взаимосвязанным с продавцом;

б) таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определяемая по методу сложения в соответствии с пунктами 32 - 35 Правил.

Указанный перечень информации о применимых сравнительных величинах не ограничивает установленное Таможенным кодексом РФ право декларанта доказать правильность определения им таможенной стоимости
путем предоставления иной информации, приемлемой для целей таможенной оценки товаров.

Согласно пункту 14 Правил сравнительные величины могут использоваться только по инициативе декларанта исключительно в целях сравнения и не могут быть использованы в качестве таможенной стоимости вывозимых товаров.

Обществом представлен Отчет ООО “Агентство “Партнер-Эксперт“ N 2-673/1-07 об оценке рыночной (контрактной) стоимости серы комовой и гранулированной по состоянию. Согласно отчету, к концу 2006 года происходил рост фрахтовых индексов, стоимость серы к концу года продолжала снижаться, рост цен на серу начался во второй половине 2007 года, основным источником ценовой информации для расчетов являлось изменение стоимости серы на мировом рынке.

Рыночная (контрактная) стоимость серы комовой и гранулированной навалом производства ООО “Астраханьгазпром“ на условиях поставки FСА (ИНКОТЕРМС-2000) - станция Аксарайская-2 Приволжской железной дороги (через порт Усть-Донецкий) для дальнейшей поставки в страны Северной Африки, по состоянию на 01.04.2007 составляла: сера комовая - 7,00 долларов США, сера гранулированная - 8,25 долларов США за одну метрическую тонну.

Судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка представленному таможней заключению эксперта центра оценки фирмы “Донэкспертиза“ ТПП Ростовской области.

Апелляционная инстанция правомерно не приняла указанное заключение в качестве допустимого доказательства, так как отсутствовала исходная информация для расчетов: анализ производства серы, бухгалтерские и иные учетные данные, сведения о количестве спускаемой серы (помесячно, поквартально), сведения о наличии запасов серы на складах. Условия перевозки (собственный или арендованный транспорт), информация о заключенных сделках экспертами не изучались. Стоимость серы определена на основании писем Центра международной коммерческой информации. При этом экспертами определялась рыночная стоимость серы на территории Российской Федерации, а не мировые (контрактные) цены, тогда как спорные поставки осуществлялись за пределы Российской Федерации.

Представленное экспертное
заключение не доказывает несоответствие контрактных цен рыночным, поскольку не содержит расчетной части и данных, использованных для получения итоговых величин.

Вместе с тем судебные инстанции при оценке правомерности выставления обществу оспариваемого требования правомерно приняли во внимание сопутствующие продаже обстоятельства, подтвержденные документально: ограниченную емкость внутреннего российского товарного рынка серы и ежегодное производство обществом серы в объемах, превышающих емкость российского рынка; складывающиеся, с учетом спроса и предложения, цены на серу на рынках Северной Африки (Марокко, Тунис, Египет, Израиль и т.д.); стоимость транспортных расходов при транспортировке серы с территории Российской Федерации на территорию стран Северной Африки; ограниченную емкость хранилищ серы, имеющихся у заявителя; объем серы, вырабатываемый обществом, и невозможность сокращения этого объема в виду определенного технологического процесса добычи полезного ископаемого газопластовой смеси и производства основных видов продукции.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о том, что Астраханская таможня неправомерно определила таможенную стоимость товара, ввиду необоснованности нормами таможенного законодательства необходимости корректировки таможенной стоимости экспортируемого товара. Все представленные документы, подтверждающие правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, позволяли признать таможенную стоимость вывозимого товара на основе цены сделки.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

постановил:

решение от 27.05.2008 Арбитражного суда Астраханской области и постановление от 04.08.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А06-2340/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Астраханской таможни в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.