Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 07.11.2008 по делу N А12-7383/08-С10 В соответствии со статьей 6.7 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения влечет наложение административного штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 ноября 2008 г. по делу N А12-7383/08-С10

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образовательного учреждения “Левчуновская средняя общеобразовательная школа“, с. Левчуновка Волгоградской области,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.05.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу N А12-7383/08-с10,

по заявлению муниципального образовательного учреждения “Левчуновская средняя общеобразовательная школа“, с. Левчуновка Волгоградской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, город Николаевск Волгоградской области, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,


установил:

муниципальное образовательное учреждение “Левчуновская средняя общеобразовательная школа“ (далее - МОУ “Левчуновская СОШ“) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области) от 24.04.2008 N 0024 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.05.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008, в удовлетворении заявленных требовании было отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, МОУ “Левчуновская СОШ“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на необоснованность привлечения его к административной ответственности на основании акта от 15.04.2008, составленного не должностным лицом административного органа.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения N 35 от 15.04.2008 главного государственного санитарного врача по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах была проведена проверка исполнения МОУ “Левчуновская СОШ“ предписания N 95/02 от 08.02.2007. По результатам проверки были составлены акт от 15.04.2008 по результатам мероприятий по надзору, протокол об административном правонарушении N 0024 от 17.04.2008, на основании которых было вынесено постановление от 24.04.2008 о привлечении МОУ “Левчуновская СОШ“ к административной ответственности по статье 6.7 КоАП Российской Федерации с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Отказывая заявителю в признании данного постановления незаконным, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

Согласно материалам проверки нарушение МОУ “Левчуновская СОШ“ санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения выразилось в том, что в школе отсутствует медицинский кабинет, в штате школы отсутствует медицинский работник, отсутствуют умывальные раковины с подводом воды в кабинеты физики, химии, технологии, нет вентиляции в мастерской трудового обучения, 50% классных досок не имеют подсветки, не работают душевые и санузлы при спортзале, пищеблок не имеет должного набора помещений и технологического оборудования, не обеспечена витаминизация блюд, не разработано должным образом 10-дневное меню.


В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно статье 28 названного закона (санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения) в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В нарушение указанных норм права МОУ “Левчуновская СОШ“ из 14 пунктов предписания от 08.02.2007 полностью выполнено 5, частично выполнено 7, не выполнено полностью 2 пункта. При этом сроки исполнения предписания (кроме проведения реконструкции помещения столовой, душевых и санитарных узлов при спортивном зале) в указанном предписании устанавливались в течение 2007 года.

МОУ “Левчуновская СОШ“ не были предприняты все необходимые меры для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства.

Доводы заявителя о том, что наличие медицинского кабинета и медицинского работника не обязательны, так как МОУ “Левчуновская СОШ“ не является школой-интернатом или школой полного дня, обоснованно отклонены судебными инстанциями.


В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Действующие СанПиН 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях“ предусматривают наличие медицинского кабинета во всех общеобразовательных учреждениях и укомплектование квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей педиатров.

Таким образом, не исполнив предписание от 08.02.2007, МОУ “Левчуновская СОШ“ продолжало нарушать санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения.

В соответствии со статьей 6.7 КоАП Российской Федерации нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Судебная коллегия считает правомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения. Эти выводы соответствуют материалам дела и действующему законодательству.


Довод кассационной жалобы о составлении акта проверки не правомочным лицом, приводившийся и в апелляционной жалобе, рассматривался апелляционным судом и признан необоснованным.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно распоряжению санитарного врача на начальника ТО в Николаевском и Быковском районах Манжосова М.П., специалиста 1 разряда Соловьеву В.И. были возложены обязанности по проведению надзорных мероприятий в МОУ “Левчуновская СОШ“. Визуальный осмотр объекта производился 15.04.2008 специалистом 1 разряда Соловьевой В.И. в присутствии и.о. директора Лата И.И. Акт по результатам мероприятий по надзору от 15.04.2008 составлялся в том числе с участием Манжосова М.П., как руководителем группы. Нарушений Положения Административного регламента сотрудниками Территориального отдела судом не установлено. Проверка и привлечение заявителя к административной ответственности осуществлены уполномоченным органом, определенным статьей 23.13 КоАП Российской Федерации.

Доводы заявителя о составлении протокола об административном правонарушении не в день составления акта также обоснованно отклонены арбитражным судом.

Согласно материалам дела визуальный осмотр проводился 15.04.2008, протокол составлен 17.04.2008. Учитывая, что требовалось выяснение обстоятельств дела и данных о юридическом лице, в отношении которого возбуждалось дело об административном правонарушении, протокол был составлен 17.04.2008, то есть в сроки, установленные КоАП Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали заявителю в признании оспоренного постановления административного органа незаконным.


Правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов судебная коллегия не усматривает.

Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, уплаченная подателем кассационной жалобы государственная пошлина подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.05.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу N А12-7383/08-с10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Выдать муниципальному образовательному учреждению “Левчуновская средняя общеобразовательная школа“, с. Левчуновка Волгоградской области, справку на возврат государственной пошлины в сумме 1 000 рублей, уплаченной по платежному поручению N 615 от 18.09.2008.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.