Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.10.2008 по делу N А55-976/08 Поскольку оспариваемое постановление главы городского округа о реорганизации муниципального образовательного учреждения принято в нарушение установленной законом обязанности органа местного самоуправления обеспечить обязательную передачу имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов РФ, а также нарушает права органов государственной власти субъекта РФ и интересы определенной категории населения, заявление о признании недействительным указанного постановления удовлетворено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2008 г. по делу N А55-976/08

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Главы городского округа Самара, и Департамента управления имуществом городского округа Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу N А55-976/08,

по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к Главе городского округа Самара, о признании недействительным постановления от 14.05.2007 N 262, третьи лица: Министерство образования и науки Самарской области, г. Самара; Департамент управления имуществом городского округа Самара; Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г. Самара; с участием прокурора Самарской области, г. Самара,


установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным постановления главы городского округа Самара (далее - глава городского округа) от 14 мая 2007 г. N 262 “О реорганизации муниципального образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната N 1 основного общего образования г. Самары и муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната N 9 г. Самары“.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2008 г. заявленные требования удовлетворены.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе глава городского округа Самара просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления Министерства.

Вероятно, вместо Постановления от 30.06.2006 N 122-ФЗ имеется в виду Постановление от 30.06.2006 N 8-П.

По мнению заявителя жалобы, Министерством имущественных отношений Самарской области не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, а также прав и законных интересов иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; поскольку права детей в указанных сферах не нарушаются, судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм процессуального права, выразившиеся в несоблюдении правил подведомственности дел арбитражному суду; Министерство не является собственником имущества реорганизованной школы-интерната N 9, указанное имущество находится в собственности муниципального образования городского округа Самара, соответственно, оспариваемое постановление главы городского округа Самара принято в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“, Законом РФ “Об образовании“, в пределах имеющихся полномочий, предоставленных пунктом “г“ части 1 статьи 46 Устава городского округа Самара. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций не принята во внимание правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 07.12.2006 N 542-О и Постановлении от 30.06.2006 N 122-ФЗ, согласно которой порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и в собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, предполагает необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Аналогичные доводы приведены в кассационной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара.


В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы.

Представители Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства образования и науки Самарской области, Прокуратуры Самарской области возразили относительно доводов заявленных жалоб, представили отзывы, считают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения заявленных жалоб исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, главой городского округа Самара 14 мая 2007 г. принято постановление N 262 “О реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната N 1 основного общего образования г. Самары и муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната N 9 г. Самары“.

Указанным постановлением решено реорганизовать муниципальное образовательное учреждение общеобразовательную школу-интернат N 1 основного общего образования г. Самары в форме присоединения к нему муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната N 9 г. Самары с переходом к реорганизованному юридическому лицу прав и обязанностей присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.


Как установлено судебными инстанциями и подтверждено материалами дела, оба образовательных учреждения являются муниципальными образовательными учреждениями (МОУ). Однако, согласно Уставу МОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната N 9 г. Самары, целью деятельности этого учреждения является оказание помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечение проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. В то же время, из Устава МОУ учреждения общеобразовательной школы-интерната N 1 основного общего образования г. Самары следует, что целью деятельности школы-интерната является создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, физического, эмоционального развития личности ребенка, формирования гуманистических взглядов и творческого мышления, формирования навыков самостоятельной жизни, социальная защита и всестороннее раскрытие творческих способностей.

Согласно п. 6.2. ст. 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, относится к компетенции субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно п. 3 ч. 8, ч. 11 ст. 85 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления до 1 января 2008 г. обеспечивают безвозмездную передачу в собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества в соответствии с разграничением полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, установленным с 1 января 2006 г. указанным Федеральным законом, другими федеральными законами.

Из материалов дела следует, что, несмотря на неоднократные обращения в адрес главы городского округа Самара со стороны Министерства образования и науки Самарской области и Самарского управления Министерства образования и науки с предложением о передаче муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната N 9 из муниципальной собственности городского округа Самара в государственную собственность Самарской области, данный вопрос главой городского округа Самара по существу разрешен не был. Вместо этого принято оспариваемое постановление от 14 мая 2007 N 262, делающее невозможным передачу вышеуказанного муниципального учреждения в собственность Самарской области.


Признавая указанное постановление недействительным, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили, прежде всего, из того, что названное постановление лишает детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях санаторной школы-интерната N 9 г. Самары, гарантированного статьей 43 Конституции Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного образования, поскольку указанная школа-интернат является единственным в городе Самаре общеобразовательным учреждением, предназначенным для детей, инфицированных микробактериями туберкулеза и детей с локальными формами туберкулеза 3 и 4 клинической группы.

Как было указано выше, в силу статьи 29 Закона Российской Федерации “Об образовании“, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в оздоровительных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, относится к компетенции субъектов Российской Федерации в области образования.

Оспариваемый акт, по обоснованному мнению судебных инстанций, делает невозможным предоставление образования соответствующим органом в пределах наделенной законодательством компетенции.

Кроме того, оспариваемое постановление главы городского округа Самара противоречит требованиям законодательства о передаче имущества в результате разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Делая невозможным передачу имущества образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната N 9 в собственность Самарской области, указанное постановление ущемляет права и законные интересы Министерства имущественных отношений Самарской области в отношении имущества учреждения, которое в силу законодательства Российской Федерации должно являться собственностью субъекта Российской Федерации.

Министерство образования и науки Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим на территории Самарской области государственную политику в сфере образования и науки и обеспечивающим реализацию конституционного права граждан на образование, и в соответствии со своими полномочиями осуществляет финансирование в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку.


В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятым и введенным в действие с 01 января 2003 г. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06 ноября 2001 г. N 454-ст, деятельность Министерства имущественных отношений Самарской области в качестве деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации по управлению вопросами общего, а также социально-экономического характера, в том числе, и исполнение бюджета, в рамках реализации возложенных на него постановлением Правительства Самарской области от 20 июня 2007 г. N 79 “Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области“ полномочий по реализации политики Самарской области в сфере управления и распоряжения собственностью Самарской области, а также увеличению доходов областного бюджета на основе эффективного распоряжения имуществом Самарской области, является одним из видов экономической деятельности.

Финансирование оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, предусмотрено Законом Самарской области от 29 ноября 2007 г. N 134-ГД “Об областном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов“.

Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил ссылки заявителя на положения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2006 г. N 542-О и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 8-П.

Вероятно, имеется в виду Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

В указанном определении Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что положения Федерального закона от 24 августа 2004 г. N 122-ФЗ предполагают согласованность действий органов публичной власти и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.

Аналогичную правовую позицию относительно необходимости согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность выразил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П.

Однако, как правильно указано апелляционным судом, в рассматриваемом случае решение о передаче спорного объекта из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в одностороннем порядке не принималось. Кроме того, предметом настоящего разбирательства явилась не процедура передачи имущества, а принятие главой городского округа Самара ненормативного правового акта, противоречащего действующему законодательству Российской Федерации.

С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление главы городского округа Самара принято в нарушение установленной законом обязанности передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов РФ; оспариваемое постановление ущемляет права и законные интересы Министерства имущественных отношений Самарской области в отношении имущества учреждения санаторного типа, подлежащего, в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаче в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации; реорганизация учреждения в предусмотренной в постановлении форме противоречит обязанности органа местного самоуправления по передаче имущества учреждения в государственную собственность Самарской области в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, п. 3 ч. 8, ч. 11 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, а также нарушает права органов государственной власти Самарской области и интересы детей.

Данные выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы, изложенные в кассационных жалобах, уже являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций. Им дана надлежащая оценка. Основания для переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.


С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу N А55-976/08 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.